24 июня 1945 года на Красной площади был проведён первый Парад Победы
Георгий Константинович Жуков вспоминал, как Сталин вызвал его и в шутку поинтересовался его навыками в конной езде. Маршал ответил, что не разучился ездить верхом. В ответ Сталин сказал, что принял решение доверить Жукову принять Парад Победы. Искренне поблагодарив вождя за оказанное ему доверие, Жуков отметил, что по праву парад должен принимать сам Сталин, так как является Верховным Главнокомандующим. На это Сталин ответил: «Я уже стар принимать парады. Принимайте вы. Вы помоложе».
Подготовка к Параду Победы проводилась с особой тщательностью. Скрупулезно отбирались кандидатуры участников парада. Кандидат должен был быть награжден двумя и более орденами, быть физически крепким, иметь заслуженную славу смелого и отважного воина. Даже те, у кого на груди сверкали звезды Героев Советского Союза, занимались строевой подготовкой более восьми часов в сутки, готовясь к параду.
К параду готовились не только военные. Практически на всех московских швейных фабриках и ателье шилось парадное обмундирование, каждый комплект которого подгонялся персонально под каждого участника. Выдавались яловые сапоги – самая лучшая военная обувь тех лет.
Для отправки и сопровождения Знамени Победы в Москву были отобраны самые заслуженные воины. После завершения Парада Победы Знамя отправили в Центральный музей ВС СССР.
Для принимающего парад Жукова долго не могли подобрать подходящего коня. По мнению Сталина, Жуков должен принимать Парад Победы на белом коне. Так как в послевоенное трудное время армия переживала острую нехватку боевых лошадей, эта проблема стала серьезным испытанием в ходе подготовки Парада Победы. После долгих поисков кавалерийский полк имени Дзержинского предоставил нужного скакуна терской породы. Кумир – так звали этого легендарного коня. Жеребец был тщательно осмотрен знатоками – Буденным, Антоновым, и они остались довольными выбранным для парада конём. Жуков, сев на коня, продемонстрировал свое высокое мастерство верховой езды, показав, что он действительно за годы войны не разучился ездить на коне. Каждый день в манеж Народного комиссариата Обороны приезжал маршал, и очень долго обкатывал Кумира, чтобы тот привык к седоку. Внешний вид коня подвергся тщательнейшей подготовке, даже хвост скакуна был удлинен для пущей красоты.
В газете «Правда» парад был описан эффектно и образно, во всех красках: «Внезапно смолкает оркестр. Раздаётся резкая дробь барабанов. Взору представляется незабываемая, глубоко символичная картина. К трибуне подходит колонна бойцов. У каждого в руках – немецкое знамя. 200 пленённых вражеских знамён несёт колонна. Сейчас они – единственное, что напоминает о былых полках и дивизиях Гитлера. Поравнявшись с трибуной, бойцы делают поворот направо и презрительным жестом, с силой бросают вражеские знамёна на мостовую, к подножию Мавзолея…»
Участников парада, вечером, ждал торжественный обед, а затем были устроены народные гуляния. Ликованию и радости, песням, пляскам и веселью не было конца и края. Все до единого жители Москвы праздновали Победу. После 24 июня 1945 года парады Победы не проводились ещё 20 лет, до 1965 года. О причинах их непроведения историки спорят до сих пор. Вполне вероятно, что парады не проводились по той простой причине, что руководство страны желало дольше оставить в народной памяти впечатления о первом Параде Победы, поистине величественном и незабываемом.