Центральная Азия: военная мощь постсоветских республик
Распад СССР привел к созданию пяти новых независимых государств Центральной Азии (Казахстана, Узбекистана, Туркменистана, Таджикистана и Кыргызстана). Практически вся советская боевая техника и вооружение, оказавшиеся к тому времени на территории этих стран, за исключением ядерного оружия и стратегических ракетных установок, были ими национализированы и стали основой для создания национальных вооруженных сил.
Причем здесь оказалось явно избыточное количество вооружений (Среднеазиатского военного округа, выведенные из стран Восточной Европы и Афганистана и т.п.). И, если в начале реализации своих суверенных прав на долю военного имущества СССР руководства молодых государств стремились действовать по принципу «чем больше, тем лучше», то через несколько лет вплотную стал вопрос, а как распорядиться этим, по большей части, превышающим потребности новых армий военным имуществом?
Более того, как оказалось, расходы по охране и поддержанию в нормальном состоянии огромных арсеналов вооружений легли непомерным бременем на бюджеты республик, а часть этого имущества стала представлять собой прямую угрозу населению близлежащих населенных пунктов.
Так, в Туркменистане обнаружились течи в железнодорожных цистернах с токсичным ракетным топливом, отмечались пожары и самопроизвольные взрывы на складах боеприпасов, которые хранились здесь еще со времен Великой Отечественной войны.
В этих условиях руководства стран ЦА вынуждены были провести инвентаризацию своего военного имущества и с помощью бывших советских военнослужащих, а также иностранных, в основном российских специалистов, привести в относительный порядок эти «горы оружия и боеприпасов».
В каждой из стран ЦА этот процесс протекал по-своему, но общими принципами и подходами стали следующие:
- в соответствии с реальной численностью и организационно-штатной структурой национальных ВС в их распоряжение предоставлялись, так называемые, учебно-боевые и боевые группы вооружений, т.е. на первой из них проводилась подготовка личного состава в условиях мирного времени, вторая — хранилась непосредственно в воинских частях в готовности к мобилизационному развертыванию на случай вооруженного конфликта или войны;
- часть оружия и боевой техники была разобрана на запасные части, отправлена на длительное хранение и предназначалась для ремонта и замены выходящих из строя частей и механизмов;
- излишки оружия и боевой техники продавались в другие страны;
- непригодные к эксплуатации и экспорту вооружения и боеприпасы утилизировались самостоятельно и с помощью иностранных компаний.
Позднее, когда советские образцы оружия и боевой техники стали морально и физически устаревать, на повестку дня стал вопрос об их ремонте, модернизации и закупках новых, более современных вооружений.
Безусловно, приоритет в этой области по прежнему отдается России, поскольку она является правопреемницей СССР и большую часть советского оборонно-промышленного комплекса ей удалось сохранить.
Кроме того, открыты совместные с РФ и другими странами СНГ предприятия по производству средств связи, в ближайшей перспективе планируется создавать беспилотные летательные аппараты, оптикоэлектронные и радиолокационные системы, новые модели самолетов и вертолетов. Одно из основных направлений развития – трансферт передовых технологий.
Объем продукции ежегодно увеличивается в рамках государственного оборонного заказа. Планируется строительство заводов и освоение технологий по производству:
- патронов
- автоматизированных средств управления войсками
- катеров
- кораблей и судов различного класса военного и двойного назначения водоизмещением до 500 тонн
- пожарной и аварийно-спасательной техники
- средств радиолокации и модернизации существующих систем
- строительство судоремонтного предприятия по техническому обслуживанию катеров и кораблей на Каспии.
Большинство предприятий ВПК СССР, располагавшихся в Казахстане, были ориентированы на производство военно-морской продукции. Она и сейчас является преобладающей в общем объеме казахстанского военного экспорта.
Кроме того, экспортируется несколько десятков наименований авиационных изделий, узлов и агрегатов для авиастроительных и авиаремонтных предприятий СНГ (России, Украины, Белоруссии и Узбекистана). Учитывая сохраняющиеся льготные цены на запчасти, ГСМ, боеприпасы и новые вооружения в рамках стран СНГ и ОДКБ, помощь РФ в подготовке национальных военных кадров, тенденция к сохранению связей с РФ в области ВТС у стран ЦА сохранится.
В частности, Казахстан намерен закупить в России современные учебно-боевые самолеты Як-130. Но наряду с этим, отмечается стремление центральноазиатских государств к постепенной диверсификации своего военного и военно-технического сотрудничества. Во многом это стимулируется и встречными, весьма выгодными, предложениями со стороны Вашингтона и Брюсселя, особенно в последнее время, когда обозначены конкретные сроки вывода войск иностранной коалиции из Афганистана.
США не скрывают своей заинтересованности сохранить военную базу в Киргизии (Манас), создать еще несколько ей подобных в других странах ЦА, в частности, в Узбекистане и Таджикистане. Якобы, в закрытом формате обсуждался вопрос передачи выводимых из Афганистана избыточных вооружений во время визита в Душанбе и Ташкент командующего Центральным командованием сухопутных войск США генерал-лейтенанта Винсента Брукса в конце ноября 2011 года.
Речь шла о передаче Узбекистану и Таджикистану в больших объемах приборов, аппаратов и каналов виртуальной разведки, в том числе беспилотных летальных аппаратов, цифровых радиостанций, комплектов индивидуальной экипировки, оснащенных навигаторами JPS, бронированных автомобилей, бронетранспортеров, средств ПВО, танков и ракетно-артиллерийских систем со средствами космической топопривязки, а также стрелкового оружия, оборудованного прицелами ночного видения.
Пентагон, видимо, пришел к выводу, что данные высокотехнологичные вооружения афганской армии передавать не следует в силу неспособности ее личного состава освоить эту технику и большой вероятности попадания ее в руки талибов. Как считают в Вашингтоне, армии постсоветских стран смогут освоить без особых проблем данные вооружения. Такая безвозмездная помощь может обернуться постепенным втягиванием стран региона в военное и военно-техническое сотрудничество с США и НАТО.
Во время визита Брукса в Таджикистан и Ташкент обсуждались также предложения Пентагона по созданию в Таджикистане и Узбекистане на долговременной основе сети учебных центров, где войска стран ЦА могли бы осваивать передаваемые им из группировки альянса в Афганистане оружие и боевую технику.
В Таджикистане уже действует поддерживаемый США учебный центр, который дислоцируется в Фахрабаде. Как сообщает посольство США в Таджикистане, местным силовикам было передано 300 комплектов индивидуального снаряжения и оборудование для групп специального назначения, которых американские инструкторы готовят в Фахрабаде.
Якобы, начиная с 1992 года, Вашингтон предоставил более 984 млн. долларов США на поддержку экономического развития, демократических институтов, здравоохранения, образования и безопасности в Таджикистане. Правительство Казахстана, в свою очередь, заявило о намерении закупить 20 тактических транспортных вертолетов EC725 SuperCougar.
Как сообщается на сайте продавца — европейской компании Eurocopter, вертолеты планируется приобрести для нужд министерства обороны. Стоимость одного вертолета оценивается в 25 млн. долларов. В настоящее время казахстанские власти уже используют гражданскую версию этого вертолета для VIP-перевозок.
Активизации ВТС Узбекистана с США и НАТО способствовала отмена Евросоюзом, а несколько позже и США, ограничительных санкций, введенных после андижанских событий. Похоже на то, что заинтересованность Запада в укреплении своих позиций в этой стране перевесила озабоченность по поводу нарушения прав человека в Узбекистане.
Специалисты обратили внимание на налаживание Ташкентом сотрудничества с Германией, которое затрагивает и военную сферу. Так, ФРГ помогает Узбекистану в строительстве национальной армии, предлагает закупить некоторые виды военной техники, в частности, тренировочные самолеты «Альфа-джет» из арсеналов Бундесвера; по данным немецкой стороны, армия Узбекистана уже использует военное снаряжение бывшей ГДР.
Американцы поставили для силовых структур Узбекистана партию бронежилетов, намечено поставить также американские приборы ночного видения и навигационные системы, которые, по мнению Вашингтона, будут способствовать обеспечению большей безопасности путей доставки грузов в Афганистан.
Сегодня на оружейном рынке стран Центральной Азии пытаются закрепиться и фирмы Израиля, Южной Кореи, Китая, других стран. По данным Лондонского международного центра стратегических исследований, военные расходы Казахстана и Узбекистана сегодня составляют по 1,4 млрд. долларов США в год, что в 20 раз больше, чем военный бюджет Таджикистана и в 45 раз — Киргизии.
На оборону Туркмении пойдет, как и прежде, 1,5% от расходной части бюджета, но общеизвестно, что Ашхабад в укреплении своего суверенитета опирается не на военную мощь, а на свой, подчеркнуто нейтральный, статус. В отчете упомянутого выше центра приводятся также данные о военно-техническом оснащении армий стран ЦА.
Так, на вооружении Казахстана — 2210 БТР и 980 танков. Эта страна обладает 278 вертолетами и самолетами-истребителями.
Туркмения имеет в наличии 1941 БТР, 680 танков и 112 вертолетов и боевых самолетов.
Узбекистан имеет 700 БТР, 340 танков, 135 истребителей и 500 пушек.
Таджикистан, которому после распада СССР досталось в наследство от мощной советской армии меньше всего, обладает 46 БТР, 37 танками, 3 вертолетами и одним военным самолетом.
Численность казахстанских военнослужащих сегодня составляет около 70 тысяч человек, в Узбекистане — 50 тысяч, в Киргизии и Туркмении — по 20 тысяч, в Таджикистане — 16 тысяч.
Видимо, чтобы не допустить повторения кровавых ошских событий, стремится укрепить армию и правоохранительные органы и Киргизия. На оборону и безопасность предполагается тратить ежегодно около 13 % всех расходов бюджета, что составляет 223 млн. долларов США. Из них не менее 50% выделяется на оборону, но Киргизия при этом рассчитывает и на иностранную военную помощь.
Внешняя помощь нужна и Таджикистану, где летом и осенью 2010 года велись боевые действия с объединенными отрядами оппозиции. Расходы на оборону Таджикистан увеличил на 25%. Но есть большая вероятность того, что в связи с нестабильностью политического режима Э.Рахмона вооруженное противостояние против властей продолжится.
В этих условиях весьма вероятно, что наиболее «бедные», с точки зрения природных ресурсов, Бишкек и Душанбе вновь обратятся к России и ОДКБ за помощью. Оценивая наметившуюся активизацию США и НАТО в области военного и военно-технического сотрудничества с постсоветскими государствами ЦА, можно придти к выводу, что эти шаги связаны не только с предстоящим выводом войск западной коалиции из Афганистана, но и со стремлением Вашингтона усилить изоляцию Ирана и с этого, весьма важного направления.
Причем здесь оказалось явно избыточное количество вооружений (Среднеазиатского военного округа, выведенные из стран Восточной Европы и Афганистана и т.п.). И, если в начале реализации своих суверенных прав на долю военного имущества СССР руководства молодых государств стремились действовать по принципу «чем больше, тем лучше», то через несколько лет вплотную стал вопрос, а как распорядиться этим, по большей части, превышающим потребности новых армий военным имуществом?
Более того, как оказалось, расходы по охране и поддержанию в нормальном состоянии огромных арсеналов вооружений легли непомерным бременем на бюджеты республик, а часть этого имущества стала представлять собой прямую угрозу населению близлежащих населенных пунктов.
Так, в Туркменистане обнаружились течи в железнодорожных цистернах с токсичным ракетным топливом, отмечались пожары и самопроизвольные взрывы на складах боеприпасов, которые хранились здесь еще со времен Великой Отечественной войны.
В этих условиях руководства стран ЦА вынуждены были провести инвентаризацию своего военного имущества и с помощью бывших советских военнослужащих, а также иностранных, в основном российских специалистов, привести в относительный порядок эти «горы оружия и боеприпасов».
В каждой из стран ЦА этот процесс протекал по-своему, но общими принципами и подходами стали следующие:
- в соответствии с реальной численностью и организационно-штатной структурой национальных ВС в их распоряжение предоставлялись, так называемые, учебно-боевые и боевые группы вооружений, т.е. на первой из них проводилась подготовка личного состава в условиях мирного времени, вторая — хранилась непосредственно в воинских частях в готовности к мобилизационному развертыванию на случай вооруженного конфликта или войны;
- часть оружия и боевой техники была разобрана на запасные части, отправлена на длительное хранение и предназначалась для ремонта и замены выходящих из строя частей и механизмов;
- излишки оружия и боевой техники продавались в другие страны;
- непригодные к эксплуатации и экспорту вооружения и боеприпасы утилизировались самостоятельно и с помощью иностранных компаний.
Позднее, когда советские образцы оружия и боевой техники стали морально и физически устаревать, на повестку дня стал вопрос об их ремонте, модернизации и закупках новых, более современных вооружений.
Безусловно, приоритет в этой области по прежнему отдается России, поскольку она является правопреемницей СССР и большую часть советского оборонно-промышленного комплекса ей удалось сохранить.
Кроме того, открыты совместные с РФ и другими странами СНГ предприятия по производству средств связи, в ближайшей перспективе планируется создавать беспилотные летательные аппараты, оптикоэлектронные и радиолокационные системы, новые модели самолетов и вертолетов. Одно из основных направлений развития – трансферт передовых технологий.
Объем продукции ежегодно увеличивается в рамках государственного оборонного заказа. Планируется строительство заводов и освоение технологий по производству:
- патронов
- автоматизированных средств управления войсками
- катеров
- кораблей и судов различного класса военного и двойного назначения водоизмещением до 500 тонн
- пожарной и аварийно-спасательной техники
- средств радиолокации и модернизации существующих систем
- строительство судоремонтного предприятия по техническому обслуживанию катеров и кораблей на Каспии.
Большинство предприятий ВПК СССР, располагавшихся в Казахстане, были ориентированы на производство военно-морской продукции. Она и сейчас является преобладающей в общем объеме казахстанского военного экспорта.
Кроме того, экспортируется несколько десятков наименований авиационных изделий, узлов и агрегатов для авиастроительных и авиаремонтных предприятий СНГ (России, Украины, Белоруссии и Узбекистана). Учитывая сохраняющиеся льготные цены на запчасти, ГСМ, боеприпасы и новые вооружения в рамках стран СНГ и ОДКБ, помощь РФ в подготовке национальных военных кадров, тенденция к сохранению связей с РФ в области ВТС у стран ЦА сохранится.
В частности, Казахстан намерен закупить в России современные учебно-боевые самолеты Як-130. Но наряду с этим, отмечается стремление центральноазиатских государств к постепенной диверсификации своего военного и военно-технического сотрудничества. Во многом это стимулируется и встречными, весьма выгодными, предложениями со стороны Вашингтона и Брюсселя, особенно в последнее время, когда обозначены конкретные сроки вывода войск иностранной коалиции из Афганистана.
США не скрывают своей заинтересованности сохранить военную базу в Киргизии (Манас), создать еще несколько ей подобных в других странах ЦА, в частности, в Узбекистане и Таджикистане. Якобы, в закрытом формате обсуждался вопрос передачи выводимых из Афганистана избыточных вооружений во время визита в Душанбе и Ташкент командующего Центральным командованием сухопутных войск США генерал-лейтенанта Винсента Брукса в конце ноября 2011 года.
Речь шла о передаче Узбекистану и Таджикистану в больших объемах приборов, аппаратов и каналов виртуальной разведки, в том числе беспилотных летальных аппаратов, цифровых радиостанций, комплектов индивидуальной экипировки, оснащенных навигаторами JPS, бронированных автомобилей, бронетранспортеров, средств ПВО, танков и ракетно-артиллерийских систем со средствами космической топопривязки, а также стрелкового оружия, оборудованного прицелами ночного видения.
Пентагон, видимо, пришел к выводу, что данные высокотехнологичные вооружения афганской армии передавать не следует в силу неспособности ее личного состава освоить эту технику и большой вероятности попадания ее в руки талибов. Как считают в Вашингтоне, армии постсоветских стран смогут освоить без особых проблем данные вооружения. Такая безвозмездная помощь может обернуться постепенным втягиванием стран региона в военное и военно-техническое сотрудничество с США и НАТО.
Во время визита Брукса в Таджикистан и Ташкент обсуждались также предложения Пентагона по созданию в Таджикистане и Узбекистане на долговременной основе сети учебных центров, где войска стран ЦА могли бы осваивать передаваемые им из группировки альянса в Афганистане оружие и боевую технику.
В Таджикистане уже действует поддерживаемый США учебный центр, который дислоцируется в Фахрабаде. Как сообщает посольство США в Таджикистане, местным силовикам было передано 300 комплектов индивидуального снаряжения и оборудование для групп специального назначения, которых американские инструкторы готовят в Фахрабаде.
Якобы, начиная с 1992 года, Вашингтон предоставил более 984 млн. долларов США на поддержку экономического развития, демократических институтов, здравоохранения, образования и безопасности в Таджикистане. Правительство Казахстана, в свою очередь, заявило о намерении закупить 20 тактических транспортных вертолетов EC725 SuperCougar.
Как сообщается на сайте продавца — европейской компании Eurocopter, вертолеты планируется приобрести для нужд министерства обороны. Стоимость одного вертолета оценивается в 25 млн. долларов. В настоящее время казахстанские власти уже используют гражданскую версию этого вертолета для VIP-перевозок.
Активизации ВТС Узбекистана с США и НАТО способствовала отмена Евросоюзом, а несколько позже и США, ограничительных санкций, введенных после андижанских событий. Похоже на то, что заинтересованность Запада в укреплении своих позиций в этой стране перевесила озабоченность по поводу нарушения прав человека в Узбекистане.
Специалисты обратили внимание на налаживание Ташкентом сотрудничества с Германией, которое затрагивает и военную сферу. Так, ФРГ помогает Узбекистану в строительстве национальной армии, предлагает закупить некоторые виды военной техники, в частности, тренировочные самолеты «Альфа-джет» из арсеналов Бундесвера; по данным немецкой стороны, армия Узбекистана уже использует военное снаряжение бывшей ГДР.
Американцы поставили для силовых структур Узбекистана партию бронежилетов, намечено поставить также американские приборы ночного видения и навигационные системы, которые, по мнению Вашингтона, будут способствовать обеспечению большей безопасности путей доставки грузов в Афганистан.
Сегодня на оружейном рынке стран Центральной Азии пытаются закрепиться и фирмы Израиля, Южной Кореи, Китая, других стран. По данным Лондонского международного центра стратегических исследований, военные расходы Казахстана и Узбекистана сегодня составляют по 1,4 млрд. долларов США в год, что в 20 раз больше, чем военный бюджет Таджикистана и в 45 раз — Киргизии.
На оборону Туркмении пойдет, как и прежде, 1,5% от расходной части бюджета, но общеизвестно, что Ашхабад в укреплении своего суверенитета опирается не на военную мощь, а на свой, подчеркнуто нейтральный, статус. В отчете упомянутого выше центра приводятся также данные о военно-техническом оснащении армий стран ЦА.
Так, на вооружении Казахстана — 2210 БТР и 980 танков. Эта страна обладает 278 вертолетами и самолетами-истребителями.
Туркмения имеет в наличии 1941 БТР, 680 танков и 112 вертолетов и боевых самолетов.
Узбекистан имеет 700 БТР, 340 танков, 135 истребителей и 500 пушек.
Таджикистан, которому после распада СССР досталось в наследство от мощной советской армии меньше всего, обладает 46 БТР, 37 танками, 3 вертолетами и одним военным самолетом.
Численность казахстанских военнослужащих сегодня составляет около 70 тысяч человек, в Узбекистане — 50 тысяч, в Киргизии и Туркмении — по 20 тысяч, в Таджикистане — 16 тысяч.
Видимо, чтобы не допустить повторения кровавых ошских событий, стремится укрепить армию и правоохранительные органы и Киргизия. На оборону и безопасность предполагается тратить ежегодно около 13 % всех расходов бюджета, что составляет 223 млн. долларов США. Из них не менее 50% выделяется на оборону, но Киргизия при этом рассчитывает и на иностранную военную помощь.
Внешняя помощь нужна и Таджикистану, где летом и осенью 2010 года велись боевые действия с объединенными отрядами оппозиции. Расходы на оборону Таджикистан увеличил на 25%. Но есть большая вероятность того, что в связи с нестабильностью политического режима Э.Рахмона вооруженное противостояние против властей продолжится.
В этих условиях весьма вероятно, что наиболее «бедные», с точки зрения природных ресурсов, Бишкек и Душанбе вновь обратятся к России и ОДКБ за помощью. Оценивая наметившуюся активизацию США и НАТО в области военного и военно-технического сотрудничества с постсоветскими государствами ЦА, можно придти к выводу, что эти шаги связаны не только с предстоящим выводом войск западной коалиции из Афганистана, но и со стремлением Вашингтона усилить изоляцию Ирана и с этого, весьма важного направления.
Читайте также:
Сербия запасается продуктами перед ядерной войной, Вучич сказал, что Путин шутить не будет: "Вы его не знаете"
22.11.2024 15:38
Выступление президента России потрясло весь мир. Но Вашингтон уверяет, что ракета "Орешник" не повлияет на политику США. Куда ведет эскалация событий?
Выверенный ответ России. Удар может получить НАТО
21.11.2024 22:17
Президент Владимир Путин 21 ноября выступил с официальным обращением к жителям России и раскрыл тайну удара по предприятию "Южмаш" в Днепропетровске. Оказалось, что Вооружённые силы России применили новейшую русскую систему средней дальности "Орешник". Это - выверенный ответ России странам Запада.
"А вы говорили, они блефуют". Россия запустила экспериментальную ракету по Украине
Владимир Путин подтвердил удар по Украине с применением экспериментальной ракеты, пишет FT. Так называемые эксперты будут говорить, что Россия блефует, пока Киев не сотрут с лица земли, замечают читатели.
Скорый «ядерный гриб» или демонстрация силы? Что означает первый удар МБР по Украине
Воздушные силы Украины сообщили, что сегодня по Днепру РФ применила межконтитентальную баллистическую ракету. Сбить ее не удалось, а местные паблики написали, что звук прилёта был слышен более чем за 20 километров. Возможно, это это был пуск экспериментальной ракеты Р-26 «Рубеж». Данные ракеты служат носителями и ядерных боеголовок и ранее подобное вооружение по Украине не применялось.
Окружение Курахово: российские войска заняли Новодмитровку
Минобороны РФ сегодня сообщило об освобождении поселка Новодмитровка в Донецкой народной республике.