Регистрация

Российский газ загоняют в украинскую «трубу»

02.02.2017  17:34
2 943
0


С 1 февраля «Газпром» вынужден был сократить прокачку газа по «Северному потоку» и его восточному отводу OPAL. Это произошло из-за судебного запрета, который был наложен по иску Польши. Как известно, эта страна принадлежит к числу противников строительства российских газопроводов «Северный поток-1» и «Северный поток-2» в Балтийском море в обход Украины.

Читайте также: Основатель ЧВК Blackwater: Русскому медведю нужно отдать всё, что захочет

Согласно данным компании OPAL Gastransport GmbH, прокачка по «Северному потоку» упадет более чем на 20%. Однако увеличивать транзит через территорию Украины «Газпром» не планирует.


Таким образом, логично предположить, что в целом экспорт российского газа в Европу значительно сократится. Как собирается российский монополист выходить из этого кризиса, и чем он был вызван?

— Польша пытается обосновать, что увеличение поставок газа по Opal бьёт по интересам европейских компаний, эксплуатирующих другие газопроводы, — говорит директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов. — В первую очередь, — польских и украинских.

Трудно понять, как это может бить по интересам самой Польши, поскольку газопровод «Ямал-Европа», который идёт по территории этой страны, загружен полностью. Польша из-за «Северного потока» ничего не теряет. Получается, что поляки больше за Украину переживают. А на самом деле просто хотят вставить палки в колёса России.

При этом хочу заметить, что экспортные поставки «Газпрома» в конце прошлого года и в начале этого сильно выросли. В том числе и через территорию Украины. Поэтому сложно с юридической точки зрения доказать, что «незалежная» пострадала.

И поэтому, как я могу представить, «Газпрому» сейчас невыгодно увеличивать поставки газа через Украину, поскольку он, таким образом, как бы подтвердит, что перекрытие мощностей Opal оставляет для него единственный выход — увеличение транзита через Украину.

«СП»: — А есть ли другие выходы?

— Пока европейцам хватает того газа, который мы поставляем. Но если холодная погода будет долго продолжаться, «Газпрому», возможно, придётся выбирать из подземных газохранилищ.

Конечно, можно через какое-то время увеличить и транзит через Украину. Но это всё равно возможно лишь в краткосрочной перспективе. А если говорить на дальнюю перспективу, в украинскую ГТС необходимо вложить порядка 10 миллиардов долларов. Поскольку с началом «незалежности» украинская часть бывшего советского газопровода всерьёз не модернизировалась и даже не ремонтировалась. Именно потому, что в последние годы сокращается объём прокачки газа из России, поэтому «Нафтогаз» имеет возможность отключать наиболее изношенные участки ГТС, перенаправляя потоки на тех, что в ещё более менее нормальном состоянии.

«СП»: — То есть, рано или поздно, Еврокомиссия вынуждена будет дать добро на полную загрузку первого, а затем и второго «Северного потока»?

— Смотрите, какая ситуация. По европейскому антимонопольному законодательству «Газпром» мог рассчитывать только на 50 процентов газа, идущего через им же построенный трубопровод «Северный Поток». Однако эти трубопроводы всё это время оставались незаполненными, поскольку по закону Российской Федерации монополистом экспорта газа является «Газпром». Никакие другие компании «Северный поток» не заполняли. Вот и получилось, что европейцы посмотрели-посмотрели на это дело, поняли, что альтернативных поставщиков газа привлечь не удастся, поэтому разрешили «Газпрому» увеличить объём прокачки до 90 процентов мощности газопровода. Однако Украина возмутилась, что затронуты её интересы, на её стороне выступила Польша, подала в суд. И теперь до постановления суда Еврокомиссия приняла решение на 20 процентов ограничить поставки газа по «Северному потоку». Думаю, что суд просто зафиксирует это решение.

— Противники российских проектов в газовой сфере никуда не делись, — говорит ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков. — По-прежнему, Украина, Прибалтика, Польша пытаются сделать всё, чтобы не дать в полной мере реализовать проекты двух «Северных потоков». На их стороне выступает и брюссельская евробюрократия. Однако чем дальше, тем больше отношение европейцев к этим газовым проектам России меняется. Мы видим, что тот же «Северный поток» нам разрешили в определённый момент загружать полностью. Антимонопольное расследование против «Газпрома» также закончилось вполне успешно для России.

Поэтому я думаю, что, несмотря на все старания той же Польши, шансы, что Россия, в конце концов, достроит «Северный поток-2» и будет полностью загружать их — велики. Европейцы видят, что как бы они не ругали Россию, только наша страна может обеспечить им энергетическую безопасность. В 2019 году истекает нынешнее соглашение России и Украины по транзиту газа в Европу. И если к этому времени не будут построены альтернативные газопроводы, Киев просто может в одностороннем порядке перекрыть газ, оставив Европу без тепла.

«СП»: — А как быть в данной конкретной ситуации: увеличивать прокачку газа через Украину?

— Думаю, что через некоторое время к этому придётся прибегнуть, иных вариантов я не вижу. Европейские газохранилища в условиях довольно холодной зимы сейчас значительно опустели. Долго на них не продержишься. А некоторые страны их и вовсе не имеют.

«СП»: — А если Киев на фоне обострения конфликта в Донбассе захочет пошантажировать Россию, предъявляя различные условия и угрожая перекрыть газ?

— Киеву это не выгодно. Он наоборот хочет показать себя надёжным транзитёром и упрекает «Газпром» в обратном — дескать, российская компания политизирует область энергетики. А если Киев сам будет использовать «трубу» в политических целях, это только сильнее подтолкнёт европейцев к тому, чтобы согласовать с Россией строительство «Северного потока-2» и «Турецкого потока». К тому же парадокс ситуации сейчас в том, что Украина покупает российский газ не напрямую у «Газпрома», а у европейцев. И если они перекроют трубу в Европу, то у ЕС не будет лишнего газа, чтобы продавать его «незалежной». Это чревато тем, что на Украине придётся вводить чрезвычайное положение, останавливать большую часть промышленных предприятий.

Свободная Пресса
Уважаемые читатели! Подписывайтесь на нас в Твиттере, Вконтакте, Одноклассниках или Facebook.






Читайте также:
СВО продолжается: зачем Россия наносит удары по украинской железной дороге
26.04.2024 20:45
x-true.info
Российская армия в рамках СВО наносит прицельные удары по инфраструктуре Украины, которая задействована в доставке военных грузов. Дело дошло до железной дороги — нанесены сразу три мощных удара по железнодорожным путям Незалежной.
Продвижение к Харькову провоцирует панику в Киеве: Буданов* и Залужный соперничают за роль главного переговорщика
26.04.2024 12:42
Накануне появилась новость о формировании новой группировки ВС России "N", которая продвигается всё ближе к Харькову, что очень нервирует киевский режим.
Танцы с бубном: США, Украина и военная помощь
25.04.2024 23:56
www.belvpo.com
анцы с бубном вокруг предоставления помощи США киевскому режиму напоминают плохую комедию, где актеры сыграли как минимум неубедительно. В добавок к этому американцы показали свою способность держать киевскую власть на коротком поводке. В данном контексте важно понимать, что вся так называемая военная помощь за несколько месяцев была доставлена на базы в Польше и Румынии и, по сути, ожидала лишь
Сопротивление на Украине: борьба с неонацизмом
26.04.2024 13:06
www.belvpo.com
Украина – сложнейший этнический, языковой и религиозный пазл, который пострадал от внешнего влияния. За последние десятилетия над украинцами провели ряд экспериментов, прогнав их несколько раз через реформы систем образования, культуры, истории и т. д.
В два раза мощнее обычного "Хаймарса" и несет 2 ракеты ATACMS. Одна из лучших в мире РСЗО, наконец, близко познакомилась с дроном"Ланцет"
25.04.2024 23:53
x-true.info
Надо сказать, что даже в годы "Холодной войны" в США никогда особо не заморачивались проектированием и производством реактивных залповых систем, полагаясь в поддержке сухопутных операций, в основном, на авиацию. И нынешний большой коммерческий успех "Хаймарса" это скорее неожиданность, чем закономерность, основанная на долгой и кропотливой работе. Много обстоятельств сложилось