Украинский флот сделал ставку на «Винницу»
04.02.2017 23:44
2 837
0

Украина планирует возобновить государственную целевую оборонную программу по созданию нового украинского корвета для военно-морских сил Украины, реализуемую с 2009 года в кооперации с западными поставщиками вооружений. Об этом 3 февраля сообщило украинское интернет-издание Inforesist со ссылкой на заместителя министра обороны Игоря Павловского.
Указывается, что в 2017 году госфинансирование программы «Корвет» должно составить более одного миллиарда гривен (37 млн. долларов). По словам Павловского, в настоящее время военное ведомство ведет переговоры с судпромом по переуступке заключенного в 2009 году с Черноморским судостроительным заводом контракта на строительство корвета. «Уже есть четыре компании, которые хотят строить (корвет)», — приводятся в сообщении слова Павловского.
Отметим, что корвет — класс военных кораблей, предназначенных для сторожевой и конвойной службы, противолодочной и противовоздушной обороны военно-морских баз. Основные задачи современных корветов — противолодочная оборона корабельного соединения или берегового объекта. Работы по проектированию корвета проекта 58250 начали вестись на Украине с августа 2005 года, и всего было запланировано построить 10−12 кораблей.
Однако еще до Майдана амбициозная программа строительства собственных украинских корветов этого проекта тихо испустила дух. Первый корабль с гордым названием «Владимир Великий» в мае 2011 года был заложен в Николаеве, его планировалось спустить на воду в 2015-м, а в 2016-м ввести в состав ВМСУ. Но из-за прекращенного финансирования «Владимир Великий» давно застыл на верфи. В ноябре 2014 командующий украинскими ВМС вице-адмирал Сергей Гайдук заявил, что «процент готовности корабля составляет 43%». В сентябре 2016 года корвет снова попал во внимание СМИ, когда уполномоченный мэра Винницы Владимир Савельев выступил инициатором переименования недостроенного корвета из-за ассоциаций с президентом России Владимиром Путиным. В итоге корабль получил название «Винница» при том, что в составе ВМСУ уже есть корвет с таким названием.
Сможет ли в скором времени украинский корвет выйти со стапеля в открытое море?
— Еще при Януковиче украинцы вели ряд проектов, например, по созданию военно-транспортного самолета Ан-70 и корвета проекта 58250, не столько даже по военным соображениям, сколько из-за стремления поддержать промышленность, — говорит научный сотрудник Центра анализа стратегий и технологий, главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов. — Видимо, нынешняя «реинкарнация» корвета может преследовать эту цель. Плюс — продемонстрировать, что страна прикладывает усилия к возрождению военного флота. Но практическая реализация подобного проекта при украинском бюджете грозит растянуться на долгие годы. Как ни парадоксально, Донбассу и РФ выгодно, чтобы Киев тратил деньги на такой никому не нужный «долгострой», чтобы авиация и сухопутные войска оставались недофинансированными.
«СП»: — Теоретически, какие предприятия могли бы достроить корвет?
— Например, любимый киевский завод президента Порошенко, владельцем которого он опосредованно является, — «Ленинская кузня». В свое время на предприятии строили малые противолодочные корабли проекта 1124. Неизвестно, какой у завода стапель, но в принципе украинцы могут построить корвет блоками, по частям, а потом собрать. Корвет «Винница», заложенный в мае 2011 года, — это все-таки сравнительно небольшой корабль, водоизмещением 2,6 тонны. Кроме того, теоретически его могли быть строить на Херсонском судостроительном заводе.
Но все это, опять же, вилами на воде писано.
На несерьезность программы по созданию корвета указывает приведенная в сообщении сумма — 37 млн. долларов. Дело в том, что еще в 2012 году стоимость головного корвета «Винница» оценивалась в 250 млн евро, а последующих серийных кораблей — 200 млн евро, замечает преподаватель Военного университета Министерства обороны, полковник в отставке Владимир Карякин.
— Складывается впечатление, что украинские военные на полном серьезе делают заявления в духе мечтаний Манилова в «Мертвых душах» Гоголя, который думал: а хорошо бы «провести от дома подземный ход или выстроить чрез пруд каменный мост с купеческими лавками». Ясно, что достроить заложенный корвет на 37 млн. долларов невозможно, если, конечно, каждый год не будет выделяться такая же сумма. Но, спрашивается, зачем корвет ВМС Украины?
Понятно, что такой корабль не помешал бы украинским морякам, он бы участвовал во всевозможных натовских черноморских учениях, но реальная хоть какая-то военно-морская мощь создается постепенно и опирается не на два или три корабля. Я напомню, что сегодня в составе ВМС Украины без учета вспомогательных судов находятся чуть больше десятка боевых кораблей и катеров. Например, фрегат «Гетман Сагайдачный», построенный в 1993-м, средний десантный корабль «Кировоград» (1970), корвет «Винница» (1976), ракетный катер «Прилуки» (1980), артиллерийский катер «Скадовск» (на воду спущен в 1990-м), рейдовый тральщик «Геническ» (1984), корабль управления «Донбасс» (1970), два новых артиллерийских катера проекта «Гюрза», которые в декабре 2016-го вошли в состав ВМС.
Техническое состояние названных первых семи кораблей вызывает вопросы, а ведь именно исходя из состава сил и средств, можно выстраивать концепцию применения ВМС. Но украинцы заняты, видимо, не военной наукой, а придумыванием различных проектов. Так, некоторое время назад они обещали запустить серийное производство сверхмалых подлодок. Понятно, что для Украины с ее возможностями сохранить ВМС можно только одним способом — строительством и введением в состав флота бронекатеров для действий в прибрежной зоне.
«СП»: — Павловский упомянул четыре предприятия, которые якобы готовы строить корвет, а также зарубежные компании…
— Когда корвет задумывался, то действительно обговаривалось, что 40% комплектующего оборудования, техсредства и вооружение будет закуплено у западных стран. Назывались даже конкретные предприятия из Италии, Франции, Германии, США, Нидерландов. Однако во все это и тогда с трудом верилось, а тем более — в планы поставлять корветы на экспорт и передавать другим странам комплекты для сборки по лицензии. В настоящее время даже достройка корвета с последующими обязательными испытаниями кажется фантастикой из-за состояния местной судостроительной промышленности.
Еще в августе 2015 Украины председатель «Комитета спасения Черноморского судостроительного завода» Игорь Овдиенко признавал, что три ключевых судостроительных предприятия Украины простаивают, а именно — «Черноморский судостроительный завод», ГП «Судостроительный завод им. 61 коммунара» и «Николаевский судостроительный завод «Океан». «Заводы стоят разграбленные, специалистов нет», — так охарактеризовал он состояние отрасли. По его словам, если раньше на ЧСЗ работало около 25 тысяч человек, на «Заводе им. 61 коммунара» — 13 тысяч, на «Океане» — 12 тысяч, то теперь цифры другие — 800, 700 и 200 человек соответственно. Многие уехали за границу. Поэтому чтобы доделать корвет, надо разобраться с кадровым составом, ведь народ из-за постоянных задержек зарплат либо разбежался, либо перешел в ряды противников киевской власти, ну а те, кто остались, их ведь недостаточно. Все это требует денег, только вот мне непонятно — о каком корабле может идти речь, если на «Заводе им. 61 коммунара» с 2014 года выпускали печки-«буржуйки»?
— Крайне противоречивое решение перекинуть строительство корвета с одного завода на другой, ведь это повлечет за собой дополнительные издержки, а в украинской государственной казне денег крайне мало, — считает заместитель директора Центра анализа мировой торговли оружием (ЦАМТО) Владимир Шварев. — Кроме того, сейчас снова активизировались бои в Донбассе, и можно со стопроцентной уверенностью утверждать, что ВСУ используют боеприпасы, гарантийных срок которых либо приближается к завершению, либо уже завершился. Даже на ударные операции украинцы не могут закупить вооружения и используют старые артиллерийские системы, переставляют запчасти с одного танка на другой для восстановления боеспособности бронетехники.
Корвет — это давняя история, и в лучшие времена украинцы чуть ли не всем миром собирали деньги на этот корабль. Миллиард гривен — это мизер, и пока страна в таком состоянии, мечтать даже об окончании строительстве корвета не стоит. Для Украины в нынешних условиях наиболее оптимальным вариантом для загрузки своих судостроительных мощностей было строительство скоростных катеров. Они быстро изготавливаются, у них сравнительно мощное вооружение, а строить корвет, на мой взгляд, расточительство.
Свободная Пресса
Указывается, что в 2017 году госфинансирование программы «Корвет» должно составить более одного миллиарда гривен (37 млн. долларов). По словам Павловского, в настоящее время военное ведомство ведет переговоры с судпромом по переуступке заключенного в 2009 году с Черноморским судостроительным заводом контракта на строительство корвета. «Уже есть четыре компании, которые хотят строить (корвет)», — приводятся в сообщении слова Павловского.
Отметим, что корвет — класс военных кораблей, предназначенных для сторожевой и конвойной службы, противолодочной и противовоздушной обороны военно-морских баз. Основные задачи современных корветов — противолодочная оборона корабельного соединения или берегового объекта. Работы по проектированию корвета проекта 58250 начали вестись на Украине с августа 2005 года, и всего было запланировано построить 10−12 кораблей.
Однако еще до Майдана амбициозная программа строительства собственных украинских корветов этого проекта тихо испустила дух. Первый корабль с гордым названием «Владимир Великий» в мае 2011 года был заложен в Николаеве, его планировалось спустить на воду в 2015-м, а в 2016-м ввести в состав ВМСУ. Но из-за прекращенного финансирования «Владимир Великий» давно застыл на верфи. В ноябре 2014 командующий украинскими ВМС вице-адмирал Сергей Гайдук заявил, что «процент готовности корабля составляет 43%». В сентябре 2016 года корвет снова попал во внимание СМИ, когда уполномоченный мэра Винницы Владимир Савельев выступил инициатором переименования недостроенного корвета из-за ассоциаций с президентом России Владимиром Путиным. В итоге корабль получил название «Винница» при том, что в составе ВМСУ уже есть корвет с таким названием.
Сможет ли в скором времени украинский корвет выйти со стапеля в открытое море?
— Еще при Януковиче украинцы вели ряд проектов, например, по созданию военно-транспортного самолета Ан-70 и корвета проекта 58250, не столько даже по военным соображениям, сколько из-за стремления поддержать промышленность, — говорит научный сотрудник Центра анализа стратегий и технологий, главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов. — Видимо, нынешняя «реинкарнация» корвета может преследовать эту цель. Плюс — продемонстрировать, что страна прикладывает усилия к возрождению военного флота. Но практическая реализация подобного проекта при украинском бюджете грозит растянуться на долгие годы. Как ни парадоксально, Донбассу и РФ выгодно, чтобы Киев тратил деньги на такой никому не нужный «долгострой», чтобы авиация и сухопутные войска оставались недофинансированными.
«СП»: — Теоретически, какие предприятия могли бы достроить корвет?
— Например, любимый киевский завод президента Порошенко, владельцем которого он опосредованно является, — «Ленинская кузня». В свое время на предприятии строили малые противолодочные корабли проекта 1124. Неизвестно, какой у завода стапель, но в принципе украинцы могут построить корвет блоками, по частям, а потом собрать. Корвет «Винница», заложенный в мае 2011 года, — это все-таки сравнительно небольшой корабль, водоизмещением 2,6 тонны. Кроме того, теоретически его могли быть строить на Херсонском судостроительном заводе.
Но все это, опять же, вилами на воде писано.
На несерьезность программы по созданию корвета указывает приведенная в сообщении сумма — 37 млн. долларов. Дело в том, что еще в 2012 году стоимость головного корвета «Винница» оценивалась в 250 млн евро, а последующих серийных кораблей — 200 млн евро, замечает преподаватель Военного университета Министерства обороны, полковник в отставке Владимир Карякин.
— Складывается впечатление, что украинские военные на полном серьезе делают заявления в духе мечтаний Манилова в «Мертвых душах» Гоголя, который думал: а хорошо бы «провести от дома подземный ход или выстроить чрез пруд каменный мост с купеческими лавками». Ясно, что достроить заложенный корвет на 37 млн. долларов невозможно, если, конечно, каждый год не будет выделяться такая же сумма. Но, спрашивается, зачем корвет ВМС Украины?
Понятно, что такой корабль не помешал бы украинским морякам, он бы участвовал во всевозможных натовских черноморских учениях, но реальная хоть какая-то военно-морская мощь создается постепенно и опирается не на два или три корабля. Я напомню, что сегодня в составе ВМС Украины без учета вспомогательных судов находятся чуть больше десятка боевых кораблей и катеров. Например, фрегат «Гетман Сагайдачный», построенный в 1993-м, средний десантный корабль «Кировоград» (1970), корвет «Винница» (1976), ракетный катер «Прилуки» (1980), артиллерийский катер «Скадовск» (на воду спущен в 1990-м), рейдовый тральщик «Геническ» (1984), корабль управления «Донбасс» (1970), два новых артиллерийских катера проекта «Гюрза», которые в декабре 2016-го вошли в состав ВМС.
Техническое состояние названных первых семи кораблей вызывает вопросы, а ведь именно исходя из состава сил и средств, можно выстраивать концепцию применения ВМС. Но украинцы заняты, видимо, не военной наукой, а придумыванием различных проектов. Так, некоторое время назад они обещали запустить серийное производство сверхмалых подлодок. Понятно, что для Украины с ее возможностями сохранить ВМС можно только одним способом — строительством и введением в состав флота бронекатеров для действий в прибрежной зоне.
«СП»: — Павловский упомянул четыре предприятия, которые якобы готовы строить корвет, а также зарубежные компании…
— Когда корвет задумывался, то действительно обговаривалось, что 40% комплектующего оборудования, техсредства и вооружение будет закуплено у западных стран. Назывались даже конкретные предприятия из Италии, Франции, Германии, США, Нидерландов. Однако во все это и тогда с трудом верилось, а тем более — в планы поставлять корветы на экспорт и передавать другим странам комплекты для сборки по лицензии. В настоящее время даже достройка корвета с последующими обязательными испытаниями кажется фантастикой из-за состояния местной судостроительной промышленности.
Еще в августе 2015 Украины председатель «Комитета спасения Черноморского судостроительного завода» Игорь Овдиенко признавал, что три ключевых судостроительных предприятия Украины простаивают, а именно — «Черноморский судостроительный завод», ГП «Судостроительный завод им. 61 коммунара» и «Николаевский судостроительный завод «Океан». «Заводы стоят разграбленные, специалистов нет», — так охарактеризовал он состояние отрасли. По его словам, если раньше на ЧСЗ работало около 25 тысяч человек, на «Заводе им. 61 коммунара» — 13 тысяч, на «Океане» — 12 тысяч, то теперь цифры другие — 800, 700 и 200 человек соответственно. Многие уехали за границу. Поэтому чтобы доделать корвет, надо разобраться с кадровым составом, ведь народ из-за постоянных задержек зарплат либо разбежался, либо перешел в ряды противников киевской власти, ну а те, кто остались, их ведь недостаточно. Все это требует денег, только вот мне непонятно — о каком корабле может идти речь, если на «Заводе им. 61 коммунара» с 2014 года выпускали печки-«буржуйки»?
— Крайне противоречивое решение перекинуть строительство корвета с одного завода на другой, ведь это повлечет за собой дополнительные издержки, а в украинской государственной казне денег крайне мало, — считает заместитель директора Центра анализа мировой торговли оружием (ЦАМТО) Владимир Шварев. — Кроме того, сейчас снова активизировались бои в Донбассе, и можно со стопроцентной уверенностью утверждать, что ВСУ используют боеприпасы, гарантийных срок которых либо приближается к завершению, либо уже завершился. Даже на ударные операции украинцы не могут закупить вооружения и используют старые артиллерийские системы, переставляют запчасти с одного танка на другой для восстановления боеспособности бронетехники.
Корвет — это давняя история, и в лучшие времена украинцы чуть ли не всем миром собирали деньги на этот корабль. Миллиард гривен — это мизер, и пока страна в таком состоянии, мечтать даже об окончании строительстве корвета не стоит. Для Украины в нынешних условиях наиболее оптимальным вариантом для загрузки своих судостроительных мощностей было строительство скоростных катеров. Они быстро изготавливаются, у них сравнительно мощное вооружение, а строить корвет, на мой взгляд, расточительство.
Свободная Пресса
Читайте также:
От «мангалов» к «одуванчикам»: российские танки получили инновационную антидроновую защиту
В России представили новую антидроновую защиту для танков — сборно-разборные стержни, напоминающие одуванчик. Эта инновация пришла на смену «мангалам» и «ёжикам», чтобы минимизировать урон от FPV-дронов. Почему именно такая форма? Как она работает и что ждёт бронетехнику на фронте? Разбираем эволюцию защиты и её место в затяжном конфликте. Читайте в полной статье: «Танки-одуванчики»: новая
Эстония грозит бомбить Россию? Москва отвечает «тихим удушением» демографии
Эстония грозит России «бомбардировками» и усиливает русофобию, но Москва отвечает по-своему: тихо «душит» Прибалтику демографией. За 10 месяцев 2025 года 2200 соотечественников вернулись из недружественных стран в Псковскую область — из-за дискриминации и хаоса на улицах. Пока Таллин провоцирует, Россия забирает своих людей, ускоряя демографический кризис прибалтийских республик. Кто победит в
Россия вводит «генерал-губернаторов»: подготовка единой системы обороны на случай войны с НАТО. Опыт СВО становится нормой для всей страны
Минобороны РФ предлагает революционную реформу: единые штабы обороны в регионах и муниципалитетах под руководством губернаторов. Опыт СВО из новых территорий становится общероссийской нормой. В случае военного положения главы регионов получат колоссальные полномочия — станут «генерал-губернаторами». Зачем это нужно? Как уроки Донбасса и Херсона спасут страну? И почему трагедия Старовойта —
СВО покажется детской забавой: Главный сигнал Путина. Россия готовится к столкновению с НАТО
СВО — лишь пролог к большой войне? На коллегии Минобороны Владимир Путин подвёл итоги 2025 года: освобождено более 300 населённых пунктов, армия держит инициативу, ВСУ деморализованы. Но главное — сигнал экспертов: спецоперация не закончится в 2026-м, а перерастает в масштабное противостояние с НАТО. Россия переходит на военные рельсы, модернизирует армию до 2036 года и готовит общество к
«Опричнина Белоусова»: военные берут парламент под контроль
В России набирает обороты «опричнина Белоусова»: военные всё активнее занимают места в Госдуме. Генералы и ветераны СВО вытесняют старых политиков, а Минобороны формирует новый парламентский «десант». Инсайдеры в панике кричат о «милитаризации» и конце свобод, но это — возвращение к имперской традиции: дисциплина вместо болтовни, ответственность вместо компромиссов. Читайте, почему армия