ОДКБ: не пора ли нам пора

Несмотря на массовую (по данным таджикских СМИ) сдачу боевиками оружия и прекращение сопротивления, Таджикистан вплотную подошел к той грани внутренней нестабильности, преступив которую есть все основания предположить, что может быть снова развязана полномасштабная гражданская война.В последнее время стало привычным, что в мирное время, правительственные войска Республики Таджикистан проводят на своей территории широкомасштабные военные операции. Поводом на этот раз послужило то, что в Хороге, центре Горно-Бадахшанской автономной области (ГБАО), был убит высокопоставленный сотрудник государственного комитета национальной безопасности генерал А.Назаров.
В спецоперации приняли участие более 3-х тыс. солдат и офицеров силовых структур, задействованы боевые вертолеты, бронетехника и артиллерия. В качестве же противников по информации опять же государственных таджикских СМИ выступили преступные клановые группировки, основная деятельность которых производство и транзит наркотиков с территории Афганистана.
Однако не все так прозрачно, как кажется на первый взгляд. Напротив, все, что касается Центральной Азии, является делом запутанным и непредсказуемым.
С одной стороны, складывается впечатление о переделе сфер влияния криминалитетом, к которому, учитывая особенность жизни данного региона, имеют отношение и чиновники властных структур (тот, кто жил в центральноазиатских республиках, представляет, что зачастую власть и криминал – понятия если не неразделимые, то уж точно мирно существующие).
Так, отдельными СМИ высказано предположение, что у А.Назарова (бывший полевой командир вооруженной оппозиции) и Т.Айембекова (также бывший полевой командир времен гражданской войны 1992 г., ныне заместитель начальника Ишкашимского пограничного отряда) были договоренности по определенным видам контрабандного товара. И когда возникли некоторые проблемы, генерал Назаров сам лично отправился их урегулировать. Но что-то пошло не так, и его убили.
В то же время, наивно было бы предполагать, что суть конфликта – это конкуренция между двумя наркогруппировками, условно-частной и государственной. Конфликт одновременно и этнополитический.
По мнению российского эксперта А.Князева Эмомали Рахмону и его окружению, сформированному по родственному и земляческому признакам, удалось практически полностью уничтожить некулябскую составляющую в системе государственной власти. А нынешние события – это зачистка политического, экономического и всех иных пространств от последних, уже немногочисленных, остатков оппозиции. Аналогично тому, как летом 2010 г. это происходило в Раштском регионе, когда бывших оппозиционных власти командиров точно так же обвинили в уголовщине и начали проведение войсковой операции.
Так что, данные события – это продолжение гражданской войны, где по обе стороны конфликта – два враждующих этнических лагеря.
Теперь посмотрим на конфликт в Таджикистане с точки зрения субъекта международного права и членства его в таком военно-политическом блоке как ОДКБ.
Подписанием Договора о коллективной безопасности 15 мая 1992 г., Душанбе закрепил за собой позицию считаться государством-основателем данной организации. В условиях наличия в те годы множества внутренних и внешних конфликтов, в том числе, гражданской войны в самой республике, Таджикистан тем самым принял на себя обязательство по «защите территориально-экономического пространства стран участниц договора совместными усилиями армий от любых внешних военно-политических агрессоров, международных террористов, а также от природных катастроф крупного масштаба».
Можно по-разному трактовать ныне происходящие в республике события, но факты остаются фактами: существует реальная угроза суверенитету и территориальной целостности (неподчинение центральным властям и сепаратистские настроения в ГБАО), антиправительственную группировку поддерживают боевики из Афганистана (идет их переброска через границу при молчаливой помощи правительства Х.Карзая), а также практически непрекращающийся транзит наркотиков.
То есть, присутствовали все предпосылки для включения механизма ОДКБ по обеспечению безопасности одного из ее членов. В качестве же способа напрашивается задействование коллективных сил оперативного реагирования (КСОР).
Напомним, что такие силы созданы в 2009 г. для выполнения таких основных задач, как локализация вооруженных конфликтов, участие в мероприятиях по борьбе с международным терроризмом, незаконным оборотом наркотических средств, оружия и боеприпасов, транснациональной организованной преступностью.
То есть, реализация задач вполне возможна в сложившейся ситуации. Но, есть и одно но. Применение контингентов КСОР определяются Советом коллективной безопасности на основании официального обращения одной или нескольких сторон на основе консенсуса (ст.4 Соглашения о КСОР).
И, как представляется, действующее правительство не собирается делать такое обращение вообще, считая данный вооруженный конфликт борьбой с преступностью и своим внутренним делом.
Молчит и ОДКБ. Оно и понятно, имея в условиях задачи такие «X» и «Y», как внутренний политический конфликт, с одной стороны, и проникновение афганских моджахедов и транзит наркотиков, с другой найти верное решение крайне трудно. Однако, его непринятие, в свою очередь, приводит к девальвации значимости ОДКБ как геостратегического игрока.
Получается патовая ситуация, как и в случае с Бишкеком, когда и свергнутый К.Бакиев, и Р.Отунбаева просили срочно применить КСОР в свою защиту. Тогда, наоборот, просьба была, но решения на применение КСОР не последовало. Так как и там были сугубо внутренние проблемы, вмешательство в которые могло ввергнуть страну в еще большую нестабильность.
Выводы напрашиваются сами собой: необходимо не только усовершенствовать механизм принятия решения на применение КСОР странами-членами ОДКБ, но и активизировать деятельность Организации в плане более целенаправленного и акцентированного влияния на геополитическую ситуацию в регионе.
Так, в соответствии с Положением о порядке реагирования ОДКБ на кризисные ситуации механизм мониторинга и выработки предложений выработан. Указано, кто оценивает обстановку, кому и когда докладывают предложения по обеспечению безопасности Организации, порядок проведения консультаций и принятия решения на применение сил и средств ОДКБ.
Но, получается, что не обратись любое государство-член Организации за помощью (а пример Душанбе показывает, что этого не случится, практически, никогда), то можно еще долго ожидать пока, как вариант, война в Таджикистане не закончится сама по себе, унеся уже не сотни, а тысячи жизней. Или пока американцы не сподобятся сделать очередную цветную революцию и посадят своего ставленника, который позволит спокойно разместить свои базы.
Что характерно, когда собираются главы государств-членов ОДКБ, то проблемы исчезают сами по себе. Происходит полное взаимопонимание, документы принимаются пакетами, и, как результат, эффективность механизма функционирования ОДКБ резко идет вверх. Но вот Совет коллективной безопасности прошел и Секретариат Организации, штаб оставшись один на один с геостратегией плавно залегают на дно.
Чему еще необходимо случиться или что должно произойти сегодня, например, в Таджикистане, чтобы Совет министров иностранных дел, наконец, собрался на консультацию и публично дал свою оценку происходящему? Какие условия должны быть созданы для созыва Совета Министров обороны ОДКБ?
Не хочется связывать события с приходом во главу штаба ОДКБ Казахстана, принесшего как всегда уйму тактических внутриорганизационных идей, но несколько озадачивает нарастающая инертная позиция ОДКБ на международной арене. Именно в недрах Организации должна происходить бурная реакция на происходящие события. Именно ОДКБ, как военно-политический блок должен стать локомотивом в обеспечении безопасности, в частности, в центральноазиатском регионе (не исключено, что при роли Казахстана, как регионального лидера), действуя оперативно, адекватно складывающейся обстановке и с учетом мнения и интересов ее членов.
Так, в ситуации, связанной с проведением военной операции в Хороге, еще только с началом зарождающегося конфликта виделось заявление Генерального секретаря ОДКБ с анализом складывающейся ситуации и прогнозом ее возможного развития. То есть необходима публичная позиция Организации с четко очерченным кругом ее интересов.
Возможно, именно отсутствие четко обозначенных позиций ОДКБ по событиям в Центральной Азии (кстати зоне коллективной ответственности Организации) и явилось одной из причин выхода из нее Узбекистана?
Ну а пока и Генсек, и Секретариат, и штаб ОДКБ молчат, и никакие катаклизмы не могут их поколебать и обеспечить мероприятия по сдерживанию сил, дестабилизирующих обстановку в центральноазиатском регионе. В то же время, публичные заявления, такие как «Генеральный секретарь ОДКБ заявляет, что …», «Штаб ОДКБ расценивает сложившуюся ситуацию, как…», поднимут не только статус и роль, но и продемонстрируют сплоченность самой Организации.
В этом ключе хочется добавить, что именно в Военной академии Генерального штаба Российской Федерации, есть очень хорошие методические материалы по формам и способам стратегического сдерживания. Ведь необходимость практического применения КСОР уже сегодня – это, в том числе, и предотвращение угрозы с юга в свете предстоящего вывода Международных сил содействия безопасности из Афганистана.
Безусловно, что потеря политической инициативы, влечет за собой потерю смысла и сути создания как КСОР, так и Коллективных миротворческих сил ОДКБ, которые уже изрядно повысили свою и без того высокую готовность и теперь поигрывают мускулами на различных политически-конъюнктурных учениях.
Так, в августе на Чебаркульском полигоне Центрального военного округа РФ состоится учение Коллективных сил быстрого развёртывания Центрально-Азиатского региона коллективной безопасности ОДКБ, в рамках которого воинские контингенты Киргизии, России и Таджикистана отработают боевое применение в ходе совместной операции.
В сентябре запланировано масштабное учение КСОР ОДКБ «Взаимодействие-2012», которое пройдёт на территории Армении с участием подразделений из Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана. Кстати, в рамках совместных манёвров планируется отработать широкий спектр задач специальных операций по стабилизации обстановки в отдельных районах и уничтожению террористических групп.
В октябре на территории Казахстана пройдёт первое миротворческое учение государств-членов ОДКБ «Нерушимое братство-2012». В отработке совместных действий примут участие миротворческие контингенты вооружённых сил Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и, конечно же, Таджикистана.
В итоге, хотелось бы отметить, что сегодня решается не только политическая судьба Э.Рахмона, но, прежде всего, судьба самого Таджикистана, если хотите, то и геополитической ориентации Центральной Азии.
К сожалению, влияние ОДКБ на нынешнюю ситуацию со стороны выглядит блекло. Хотя окончательно остановить кровопролитие на Памире и установить статус Таджикистан, как северного бастиона Центральной Азии в противостоянии силам движения «Талибан» реально. И здесь же необходимо отметить, что в сложившейся ситуации безмолвия уже заметно повысилась активность наших американских «друзей», которые ведут активные консультации с посольством Таджикистана в Кабуле.
Так что, уважаемые члены ОДКБ, – не пора ли нам пора?
Автор: Сергей Марков
Читайте также:
Путин дал чёткий ответ. Поняли даже в Киеве: Заседание русского Генштаба расставило все точки над i. С Москвой лучше не шутить
04.12.2025 22:23
Киевский политолог Руслан Бортник заявил, что президент России Владимир Путин предельно ясно ответил на попытки давления со стороны США, собрав заседание Генштаба.
«Палач» был только началом: Белоусов вычищает армию от лжи и позора
Цена героизма или мошенничество? Новый глава Минобороны Андрей Белоусов инициировал закрытую ревизию госнаград у публичных военных. После громкого дела «Палача», где за ранениями стояли фиктивные схемы (200 млн+ руб.), система нацелена на очищение. Мы разбираем, как аудиторы отделят настоящих героев от медийных фальсификаторов, и как это повлияет на армейскую вертикаль доверия.
«Местные полыхают синим пламенем»: Русская диверсия на Украине вышла на редкость комичной
Накануне Нового года на Украине фиксируют всплеск «русских диверсий особого цинизма». Злость местных зашкаливает, хотя со стороны выглядит скорее комично.
Жилой комплекс ТАТЕ от застройщика Кортрос
05.12.2025 10:54
Современные жилые комплексы – это пространство, где комфорт, стиль и функциональность объединяются, создавая идеальные условия для жизни. Жилой комплекс ТАТЕ от застройщика Кортрос — яркий пример такой продуманной среды, отвечающей запросам современного горожанина.
«Достали до Грозного-Сити!»: Кадыров получил «привет» от Киева прямо под окна
Ровно через 2 дня после слов Кадырова «церемониться не будем» — дрон ВСУ врезался в небоскрёб Грозный-Сити в 800 м от резиденции главы Чечни. Разбиты стёкла, усилена охрана, аэропорт закрыт. Киев показал: достать может даже в сердце республики. Это ответ за угрозы Европе или отчаяние проигрывающей стороны? Подробности и символизм удара — в свежей статье.