Хотят ли британцы холодной войны? О чем разговаривать Москве и Лондону
07.03.2017 18:59
1 686
0

В ближайшее время министр иностранных дел Великобритании Борис Джонсон собирается с визитом в Москву. Выступая в понедельник на встрече глав дипломатических ведомств ЕС, он заявил: "Важно подчеркнуть, что мы не находимся в состоянии новой холодной войны с Россией. Ни у Великобритании, ни у наших друзей в ЕС, ни у Вашингтона нет какого-либо желания начать новую холодную войну.
Это довольно примечательное заявление, учитывая, что бывший британский премьер Дэвид Кэмерон называл Россию "угрозой миру и Великобритании", обещал Москве "карательные меры" в связи с "делом Литвиненко" и даже сравнивал российское правительство с ИГ* в вопросе отношения к результатам Brexit.
В январе 2017 года Джонсон сделал еще одно громкое заявление, которое многие наблюдатели расценили как попытку хоть немного улучшить отношения с Россией: политик признал за сирийским лидером Башаром Асадом право на участие в будущих выборах "в случае улучшения ситуации". Ранее Лондон безапелляционно требовал ухода Асада. "Мы долго повторяли как мантру, что Асад должен уйти, и не смогли добиться того, чтобы это случилось. Это привело к проблемам, с которыми мы столкнулись", — заявил Джонсон.
Задание парламента для министра
В начале марта международный комитет палаты общин опубликовал доклад о состоянии отношений Великобритании и России. Главная мысль доклада — диалог лучше, чем его отсутствие. "Разговор с Россией лучше, чем отсутствие разговора, хотя бы для того, чтобы сохранить основу для более позитивных отношений, для того, чтобы очертить сферы, в которых у нас есть разногласия и снизить градус противоречий", — говорилось в документе.
В докладе содержались рекомендации для руководства МИД. Так, от дипломатов хотят видеть определенность по конкретным точечным позициям. "МИД должен прояснить, чего Великобритания хотела бы добиться в ходе двустороннего диалога с Россией. Это должно касаться переговоров по конкретным вопросам — таким, как борьба с терроризмом, кибербезопасность или авиабезопасность", — считают авторы доклада.
Сотрудничество между Москвой и Лондоном по вопросу борьбы с терроризмом после кризиса на юго-востоке Украины оказалось практически замороженным. В 2015-м Великобритания отказала России в предоставлении данных о позициях боевиков ИГ* в Сирии.
Кроме того, парламентарии обвинили дипломатов в недостаточном знании России и российской специфики и рекомендовали "активизировать" работу на этом направлении: "Это предполагает работу с исследовательскими институтами и университетами, изучающими Россию, принятие на работу специалистов по России и увеличение количества знающих русский язык".
Наконец, комитет рекомендовал назначить специального министра по России и странам СНГ.
Как прежде уже не будет
Российский президент Владимир Путин уже встречался с новым премьер-министром Британии Терезой Мэй во время саммита G20 в Китае в сентябре 2016 года. В центре внимания тогда были как раз вопросы безопасности и борьбы с терроризмом, по которым удалось достичь определенного прогресса, хотя подробности журналистам и не сообщали. При этом одновременно на встрече было констатировано "негативное развитие ситуации по линии торговли и инвестиций".
По итогам встречи официальный представитель британского правительства заявил: "Премьер-министр ясно дала понять, что возврата к прежним, обычным взаимоотношениям уже не будет, так как существует ряд сложных и серьезных проблем, вызывающих озабоченность. Однако она отметила, что если налаживание взаимодействия и совместной работы соответствует нашим интересам, особенно в области безопасности наших граждан, то мы в этом случае будем стремиться к сотрудничеству с русскими".
Таким образом, "перегибы" вроде заморозки контактов по линии спецслужб и правоохранительных органов Москва и Лондон попробуют исправить, но до полноценного сотрудничества еще далеко.
В этом смысле любопытна заочная полемика между Джонсоном и Мэй по поводу России и перспектив новой холодной войны. В январе 2017 года британский премьер посетила с официальным визитом США и выступила перед руководством Республиканской партии. Мэй заявила тогда, что "нельзя исключать наихудшего развития событий и возвращения к противостоянию эпохи холодной войны.
Перед поездкой в Москву Джонсон от холодной войны открестился. Видимо, чтобы не замерзнуть.
*террористическая организация, запрещена на территории России
РИА Новости
Это довольно примечательное заявление, учитывая, что бывший британский премьер Дэвид Кэмерон называл Россию "угрозой миру и Великобритании", обещал Москве "карательные меры" в связи с "делом Литвиненко" и даже сравнивал российское правительство с ИГ* в вопросе отношения к результатам Brexit.
В январе 2017 года Джонсон сделал еще одно громкое заявление, которое многие наблюдатели расценили как попытку хоть немного улучшить отношения с Россией: политик признал за сирийским лидером Башаром Асадом право на участие в будущих выборах "в случае улучшения ситуации". Ранее Лондон безапелляционно требовал ухода Асада. "Мы долго повторяли как мантру, что Асад должен уйти, и не смогли добиться того, чтобы это случилось. Это привело к проблемам, с которыми мы столкнулись", — заявил Джонсон.
Задание парламента для министра
В начале марта международный комитет палаты общин опубликовал доклад о состоянии отношений Великобритании и России. Главная мысль доклада — диалог лучше, чем его отсутствие. "Разговор с Россией лучше, чем отсутствие разговора, хотя бы для того, чтобы сохранить основу для более позитивных отношений, для того, чтобы очертить сферы, в которых у нас есть разногласия и снизить градус противоречий", — говорилось в документе.
В докладе содержались рекомендации для руководства МИД. Так, от дипломатов хотят видеть определенность по конкретным точечным позициям. "МИД должен прояснить, чего Великобритания хотела бы добиться в ходе двустороннего диалога с Россией. Это должно касаться переговоров по конкретным вопросам — таким, как борьба с терроризмом, кибербезопасность или авиабезопасность", — считают авторы доклада.
Сотрудничество между Москвой и Лондоном по вопросу борьбы с терроризмом после кризиса на юго-востоке Украины оказалось практически замороженным. В 2015-м Великобритания отказала России в предоставлении данных о позициях боевиков ИГ* в Сирии.
Кроме того, парламентарии обвинили дипломатов в недостаточном знании России и российской специфики и рекомендовали "активизировать" работу на этом направлении: "Это предполагает работу с исследовательскими институтами и университетами, изучающими Россию, принятие на работу специалистов по России и увеличение количества знающих русский язык".
Наконец, комитет рекомендовал назначить специального министра по России и странам СНГ.
Как прежде уже не будет
Российский президент Владимир Путин уже встречался с новым премьер-министром Британии Терезой Мэй во время саммита G20 в Китае в сентябре 2016 года. В центре внимания тогда были как раз вопросы безопасности и борьбы с терроризмом, по которым удалось достичь определенного прогресса, хотя подробности журналистам и не сообщали. При этом одновременно на встрече было констатировано "негативное развитие ситуации по линии торговли и инвестиций".
По итогам встречи официальный представитель британского правительства заявил: "Премьер-министр ясно дала понять, что возврата к прежним, обычным взаимоотношениям уже не будет, так как существует ряд сложных и серьезных проблем, вызывающих озабоченность. Однако она отметила, что если налаживание взаимодействия и совместной работы соответствует нашим интересам, особенно в области безопасности наших граждан, то мы в этом случае будем стремиться к сотрудничеству с русскими".
Таким образом, "перегибы" вроде заморозки контактов по линии спецслужб и правоохранительных органов Москва и Лондон попробуют исправить, но до полноценного сотрудничества еще далеко.
В этом смысле любопытна заочная полемика между Джонсоном и Мэй по поводу России и перспектив новой холодной войны. В январе 2017 года британский премьер посетила с официальным визитом США и выступила перед руководством Республиканской партии. Мэй заявила тогда, что "нельзя исключать наихудшего развития событий и возвращения к противостоянию эпохи холодной войны.
Перед поездкой в Москву Джонсон от холодной войны открестился. Видимо, чтобы не замерзнуть.
*террористическая организация, запрещена на территории России
РИА Новости
Читайте также:
«Опричнина Белоусова»: военные берут парламент под контроль
В России набирает обороты «опричнина Белоусова»: военные всё активнее занимают места в Госдуме. Генералы и ветераны СВО вытесняют старых политиков, а Минобороны формирует новый парламентский «десант». Инсайдеры в панике кричат о «милитаризации» и конце свобод, но это — возвращение к имперской традиции: дисциплина вместо болтовни, ответственность вместо компромиссов. Читайте, почему армия
Наглый боец ВСУ демонстрировал оскорбительные жесты российским воинам и получил по заслугам (Видео)
В приграничном населенном пункте Грабовское Сумской области военный из ВСУ в течение некоторого времени показывал неприличные жесты операторам российских дронов.
Россия вводит «генерал-губернаторов»: подготовка единой системы обороны на случай войны с НАТО. Опыт СВО становится нормой для всей страны
Минобороны РФ предлагает революционную реформу: единые штабы обороны в регионах и муниципалитетах под руководством губернаторов. Опыт СВО из новых территорий становится общероссийской нормой. В случае военного положения главы регионов получат колоссальные полномочия — станут «генерал-губернаторами». Зачем это нужно? Как уроки Донбасса и Херсона спасут страну? И почему трагедия Старовойта —
Ночь сенсаций в Вашингтоне:Трамп анонсирует экстренное обращение. Удар по Венесуэле или месть в Сирии?
В Белом доме готовят сенсацию: Дональд Трамп выступит ночью с экстренным заявлением в присутствии министра обороны Пита Хегсета и главы ВМС Джона Фелана. Перед обращением — закрытый разведывательный брифинг. Главные версии: эскалация давления на Венесуэлу или «месть» в Сирии после ударов по ИГ. Эксперты: Трамп мастерски держит мир в напряжении, но реальные шаги часто оказываются неожиданными. Для
Современная и боеготовая армия Беларуси – это не пустые амбиции
Ослабление международных институтов, незавершенный процесс формирования полицентричной системы мироустройства, технологическая турбулентность и некоторые другие аспекты – вот факторы, которые сегодня характеризуют и влияют на нестабильность международной среды. При этом, приходится констатировать, что дипломатические методы работают всё хуже и хуже, и, как следствие, главным аргументом при