Больным солдатам в армии не место
Стартовала осенняя призывная кампания. Как говорят эксперты, уклонисты с их уловками давно перестали быть ее основной проблемой. Зачастую военкоматам легко удается закрыть планы набора на радость командования. Однако в последнее время в рядах новобранцев все чаще оказываются больные молодые люди, которым служба прямо противопоказана.
Не успели россияне порадоваться тому, что в армии худо-бедно удалось побороть дедовщину, как появилась новая проблема: теперь туда направляют больных призывников. Как рассказала председатель Союза комитетов солдатских матерей России Валентина Мельникова, по итогам весеннего призыва 2012 года ряды солдат-срочников пополнили порядка 30% молодых ребят, которые не могут выполнять свои обязанности военной службы по медицинским показаниям.
По словам Мельниковой, уже два года подряд 80% обращений в Союз комитетов солдатских матерей связаны именно с незаконным призывом в армию молодых людей, реальная категория здоровья которых сильно отличается от установленной врачами в военкомате. А в итоге больные солдаты, незаконно призванные на службу, становятся головной болью для командования частей и начальников медслужб округов. И ни самим солдатам, ни их военному начальству хорошо от того, что они служат, не становится.
Так, после весенней призывной кампании в Комитет солдатских матерей обратилось шестеро ребят с серьезными заболеваниями, которых военкомат несколько раз направлял на обследования, дообследования, но все таки принял решение о том, что к военной службе они "годны" и подлежат призыву. У одного из ребят были больные кровоточащие почки, другой страдал мочекаменной болезнью, третий — тяжелым заболеванием опорно-двигательного аппарата, у четвертого были серьезные последствия черепно-мозговых травм, еще у одного — и вовсе бронхиальная астма. А главное: все документы и медицинские справки молодые люди предоставили в военкомат, их даже на обследования направляли, засомневавшись, но заключение в итоге приняли положительное.
"После наших обращений в гарнизонную военную комиссию ребят снова вызвали в военкомат, дали направление на повторное обследование, по результатам которого решение комиссии было изменено", — рассказала Мельникова. Но ведь поставить правильную категорию здоровья можно было и сразу, без постороннего вмешательства.
"Врачи районного военкомата должны увидеть все в документах, предоставленных призывником. Если есть сомнения – направить на дополнительное обследование, после чего поставить категорию годности и вынести на обсуждение районной комиссии, которая и принимает решение: ограниченно годен, призыву не подлежит", — пояснила собеседница агентства схему, по которой все должно происходить.
И действительно, зачастую врачи, назовем их специалистами "первичного призывного звена", выполняют свою работу добросовестно. Проблемы начинаются потом, в ходе процедуры контрольного освидетельствования, когда личное дело призывника идет в городскую призывную комиссию на утверждение. Там, несмотря на справки, результаты обследований военные медики вдруг принимают решение о том, что больной молодой человек к службе годен. И это решение для многих, попавших в подобную историю, звучит как приговор.
"Что значит отправить в армию юношу с больными почками? У нас в России практически не делают операций по их пересадке, а если и делают, то за очень большие деньги, поэтому если у этого призывника в части что-то случится с почками, значит, он просто умрет", — констатирует Мельникова. А ведь в весенний призыв один молодой человек с проблемными почками чуть не ушел в армию, и все по вине врачей. Союз комитетов солдатских матерей намерен пресекать подобные случаи. Каждая такая история теперь будет доводиться до сведения военной гарнизонной врачебной комиссии, где и будут решать вопросы компетентности специалистов, принявших неверное решение.
Эта схема была опробована в ходе весеннего призыва и спасла жизни минимум шести молодым парням. Сейчас ее планируется реализовывать на полную мощность.
Поддержали эту инициативу и в главной военной прокуратуре страны. Как рассказал представитель структуры Александр Капинос, призыв граждан, которые, прежде всего, по медицинским показаниям должны получить отсрочку от службы — наиболее характерное нарушение, допускаемое при призыве. По его словам, по результатам весеннего призыва 2012 года только со сборных пунктов Москвы и Московской области было отправлено 13 и 54 призывника соответственно, которые по медицинским показаниям не должны были служить.
"В течение нескольких месяцев было доказано, что они были призваны на военную службу незаконно, поскольку имели различные основания для отсрочки, и принято решение об увольнении их со службы", — отметил Капинос. Но все ли такие случаи становятся известными? Все ли они подвергаются пересмотру? Или молодые парни, оказавшиеся в армии по ошибке, пополняют койки военных госпиталей?
По мнению Мельниковой, госпиталь — не то место, где исправляют ошибки гражданских врачей. Тем более что содержание военнослужащего в госпитале без сложных операций и дорогих обследований обходится государству в 90 тыс. рублей в месяц. Между тем, на работу врачей призывных комиссий тоже тратятся деньги, причем немалые.
"Мы посчитали, что за 2011 год только расходы на медицинские обследования и освидетельствования для призывников составили 2 млрд долларов в год. В этом году призывников будет меньше, поэтому финансирование, скорее всего, будет сокращено на треть", — рассказала Мельникова. Но деньги то все же не малые, а тратятся они, судя по всему, впустую. По словам собеседницы агентства, на эти деньги можно было бы оплатить службу 160 тыс. контрактников (по 20 тыс. рублей в месяц), причем, это были бы именно те ребята, которые готовы служить и и не имеют проблем со здоровьею.
Анна Семенец