Семейство бронеавтомобилей повышенной защищенности «Тайфун»
Бронеавтомобили «Тайфун» — семейство бронеавтомобилей повышенной защищенности, разрабатываемое ОАО «АЗ „Урал"» и ОАО «КАМАЗ». Первые образцы были представлены на показе военной техники на полигоне НИИИЦ АТ 3 ЦНИИ МО РФ в г. Бронницы.
Бронеавтомобилей предназначено для перевозки личного состава, а также для установки на модульные варианты различного оборудования или систем вооружений. Семейство послужит единой унифицированной платформой для «лёгких» бригад Сухопутных войск.
История создания и особенности конструкции
В 2009 году Военно-научным комитетом Генерального штаба была разработана «Концепция развития военной автомобильной техники Вооруженных Сил Российской Федерации на период до 2020 года», предусматривающая развитие основных классов военной автомобильной техники (ВАТ) в составе перспективных высокоунифицированных семейств. После утверждения этого документа министром обороны Росии в январе 2010 года началась активная работа по созданию образцов ВАТ нового поколения и в том числе единой унифицированной автомобильной платформы «Тайфун» — грузовых автомобилей нового поколения с обеспечением усиленной защиты экипажа, перевозимого груза, основных узлов и агрегатов от пуль стрелкового оружия и с противоминной защитой.
Для автомобилей всего семейства «Тайфун» требовалось применить новейшую отечественную унифицированную агрегатную базу (дизельный двигатель, автоматическую гидромеханическую коробку передач, бортовую информационно-управляющую систему (БИУС), независимую управляемую подвеску, боестойкие шины регулируемого давления) и обеспечить высокий уровень баллистической и противоминной защиты, в том числе каркасно-панельной кабины (комбинированную защиту из керамической брони, под которой находится броневая сталь).
Шасси защищённых автомобилей «Тайфун» предназначается для создания на их базе: разведывательных, командно-штабных, конвойных или санитарных машин; машин инженерной или радио- и биохимической разведки; огневой поддержки и т.д.
Прежде всего, на шасси «Тайфунов» должны устанавливаться бронированный функциональный модуль для перевозки личного состава, а так же кузов-контейнер и грузовая платформа — для военных грузов. Применение более лёгкого, незащищённого, шасси «Тайфуна» запланировано для создания на его базе: понтоновозов, топливо-маслозаправщиков, эвакуационных тягачей, РЛС и машин связи, транспортных и пусковых машин БЛА, РСЗО и БРСД; артиллерийских машин, автокранов и экскаваторов; мультилифтов и седельных тягачей.
Внешний облик «Тайфуна» был определён исходя из формулы «модули — платформа — семейство» и анализа развития зарубежных бронированных автомобилей типа MRAP (англ. Mine Resistant Ambush Protected — Защищенные от подрыва и атак из засад), когда защита участвующей в военных конфликтах бронированной техники возросла примерно в четыре раза по сравнению с той, которая принимала участие, к примеру, в войне с Ираком. В большинстве своём машины данного типа имеют значительно усиленную противопульную и противоминную защиту, обладают большим дорожным просветом, V—образным днищем, хорошо противостоящим осколкам и позволяющим эффективно рассеивать энергию взрыва.
Ещё одно требование — проходимость и скорость перемещения по пересеченной местности. Все машины способны форсировать броды глубиной до 1,75 метра — водитель в этот момент сидит по пояс в воде, — подниматься по склонам с углом не менее 30 градусов, преодолевать бетонные заграждения. Скорость, которая сегодня для такого класса техники составляет не более 45 км/час, для нового поколения автомобилей задавалась до 100 км/час.
В 2010 году к созданию перспективного семейства транспортных средств специального назначения по специальному техническому заданию МО РФ (со сроком исполнения — 2014 год) были привлечены конструкторы Научно-технического центра (НТЦ) ОАО «КАМАЗ», автозавода «УРАЛ» и ОАО «Автодизель» «Группы ГАЗ», лучшие российские научно-исследовательские институты. Так, гидравлическую систему независимой подвески автомобильной платформы разрабатывали в МГТУ им. Н.Э. Баумана, а расчеты защищённости бронекорпуса проводили в Саровском ядерном центре.
В «Тайфунах» применена независимая управляемая гидропневматическая подвеска, которая легко, прямо по команде с места водителя, меняет дорожный просвет автомобиля в пределах 400 мм. Высокие удельные мощности обеспечивает применение современного шестицилиндрового дизельного двигателя «нового поколения» ЯМЗ-5367 мощностью 450 л.с. Значительный крутящий момент передается через шестиступенчатую автоматическую коробку передач, двухступенчатую раздаточную коробку, ведущие мосты с планетарными редукторами. Применена автоматическая блокировка дифференциалов. Эффективное торможение обеспечивают дисковые тормоза с антиблокировочной и противобуксовочной системами. Шины боестойкие — 16.00R20, со специальными противовзрывными вставками. Реализована автоматическая подкачка шин и изменение уровня давления в шинах (от 1 до 4,5 атм) в зависимости от дорожного покрытия.
По требованию МО автомобили снабжены электронной системой управления — БУИС. Созданная с открытой архитектурой, она позволяет не только выводить на экран водителя информацию о состоянии узлов и агрегатов, но и осуществлять их диагностику. Компьютер машины автоматически обсчитывает угол наклона корпуса, соотносит это со скоростью движения, характером местности, выбирает клиренс, дает поправку на систему вооружения. При необходимости можно автоматически сообщить о местонахождении и состоянии автомобиля на командный пункт, а также подключиться к системам управления подразделением и огнём. Машины оснащены спутниковой навигацией и ночными приборами наблюдения.
Так называемая керамическая броня нового поколения была создана в ОАО «НИИ Стали». По словам экспертов, новая керамика будет способна выдерживать и гасить самые сильные ударные нагрузки, а это очень важно для обеспечения противоминной защиты.
При отсутствии отечественных стандартов на подрыв, противоминное бронирование «Тайфунов» проектировалось по западному стандарту НАТО STANAG 4569 уровня «3b» — машина выдерживает подрыв взрывного устройства эквивалентом 8 кг тротила под любым колесом и в любом месте под днищем. При разработке бронезащиты кабины и «обитаемого» модуля конструкторы ориентировались на требования уровня «4» западного стандарта — обеспечению защиты при обстреле бронебойным боеприпасом Б-32, 14,5×114 мм с дистанции 200 м, скорость пули 891—931 м/с.
В соответствии с техзаданием по теме «Тайфун» компания «Магистраль ЛТД» из Гусь-Хрустального разработала и успешно испытала в «НИИ Стали» уникальное бронестекло обеспечивающее защиту от 2-х выстрелов с расстоянием между точками попадания 280—300 мм при обстреле из крупнокалиберного пулемёта Владимирова (КПВТ) бронебойным боеприпасом Б-32 калибр 14,5×114 мм при скорости полёта пули в момент соприкосновения 911±10 м/с. Данное бронестекло по своим пулестойким качествам значительно превосходит требования российских ГОСТ Р 51136 и ГОСТ Р 50963 (высший класс защиты 6а — винтовка СВД с бронебойным боеприпасом Б-32, 7,62×54 мм). Для макетных «Тайфунов» были предложены комплекты пулестойкого остекления (толщина — 128,5—129,0 мм, вес — около 300 кг/м²) с двойным электрообогревом и повышенной прозрачностью (светопропускание — 70%).
Характеристики КамАЗов | модульный | корпусной |
Колёсная формула | 6×6 | |
Длина, мм | 8990 | 8850 |
Ширина, мм | 2550 | |
Высота, мм - по кабине - макета | 3120 3300 | 2860 3100 |
Дорожный просвет, мм | регулируемый, 185…575 | |
Радиус поворота, м | менее 10 | |
Масса снаряженного автомобиля, т | 21,0 | н/д |
Полная масса автомобиля, т | 24,0 | н/д |
Характеристики двигателей | ЯМЗ-53671 (для «Тайфун» 4×4) | ЯМЗ-5367 (для макета «Тайфун» 6×6) | ЯМЗ-5367 (для «Тайфун» 6×6) |
Тип двигателя | Дизельный, рядный, 6-цилиндровый, 4-тактный, с жидкостным охлаждением, непосредственном вспрыском топлива, турбонаддувом и охлаждением наддувочного воздуха. | ||
Диаметр цилиндра и ход поршня, мм | 105/128 | 105/135 | |
Рабочий обьём, л³ | 6,65 | 7,00 | |
Номинальная частота вращения, об/мин | 2500 | ||
Мощность двигателя при номинальной частоте вращения, кВт (л.с.) | 257 (350) | 333 (450) | |
Максимальный крутящий момент, Н.м (кгс.м) / при 1300-1600 об/мин | 1323 (135) | 1470 (150) | 1568 (160) |
Минимальный удельный расход топлива, г/кВт.ч (г/л.с.ч) | 195 (143,5) | 197 (145) | |
Масса заправленного маслом двигателя, кг | 700 |
Читайте также:
Украина в ожидании ядерного удара
20.11.2024 22:34
По всей вероятности, новая редакция ядерной доктрины России была утверждена Владимиром Путиным уже после того, как ему стало известно об ударе американскими ракетами по территории «старого» региона России.
Один – за всех и все – за одного!
Сложившаяся геополитическая обстановка в регионе требует от Беларуси уточнения оборонной стратегии с ближайшими союзниками и постоянного совершенствования своих Вооруженных Сил. В связи с этим представители силового блока активно участвуют в мероприятиях оперативной и боевой подготовки и военного сотрудничества в первую очередь с государствами Организации Договора о коллективной безопасности
Комитет ГД по безопасности: "Россия будет вынуждена нанести массированный удар по военным и энергообъектам Украины"
21.11.2024 12:15
По исконно русским территориям были нанесены удары американскими ракетами ATACMS и английскими Storm Shadow. И все посты военкоров сейчас посвящены в основном тому, что будет дальше.
Для удара готовы 30 стратегических бомбардировщиков: Западные посольства в Киеве закрыты, мир в ожидании
20.11.2024 22:23
Как только Украина получила разрешение Запада бить по территории "старой" России натовскими ракетами, то практически сразу прилетело по военному объекту в Брянской области. И пока мы ждали ответного удара по Киеву и всей украинской территории, враг атаковал уже и Курскую область.
Сегодня Москва показала: "Такими ракетами бункер Зеленского будет полностью уничтожен". Инсайд
Москва сегодня показала: "такими ракетами бункер Зеленского будет полностью уничтожен". Расшифровываем инсайд, о котором ещё очень долго будут говорить все – по обе стороны океана.