Регистрация

Су-100 - лучшая противотанковая САУ

28.10.2012  10:10
22 129
1


В первой половине Великой Отечественной войны Красная Армия испытывала острый недостаток в противотанковых САУ. Первой советской противотанковой самоходкой стала ЗиС-30, созданная на базе арттягача «Комсомолец» и мощной 57-мм противотанковой пушки ЗИС-2. Принятая на вооружение осенью 1941 года, эта самоходка оказалась довольно удачным противотанковым средством. Однако из-за дефицита базового шасси удалось построить лишь 101 экземпляр ЗиС-30. Поэтому к лету 1942 года в войсках практически не осталось САУ этого типа, и до августа сорок третьего единственной САУ, которую хоть в какой-то мере можно было назвать противотанковой, была СУ-122. Однако 122-миллиметровая гаубица М-30, установленная на этой самоходке, имела недостаточную скорострельность и малую настильность траектории полёта снаряда, вследствие чего для стрельбы по быстро передвигающимся целям она была мало приспособлена, хотя и обладала хорошей бронепробиваемостью.
 



К августу 1943 года была разработана новая самоходка СУ-85. В ней использовалось орудие Д5С, созданное в конструкторском бюро, возглавляемом Ф. Ф. Петровым, на основе 85-миллиметровой зенитки. Его бронебойный снаряд 53-БР-365 на километровой дистанции пробивал броню толщиной 102 мм, а подкалиберный снаряд катушечного типа 53-БР-365П с пятикилограммовой массой и начальной скоростью 1050 м/с пробивал 103 мм. Однако уже к моменту своего появления СУ-85 не полностью удовлетворяла требованиям, возросшим в связи с появлением у противника танков Pz.Kpfw.V Пантера, Pz.VI Тигр, к которым вскоре присоединился и Pz.VIB Королевский Тигр. Поэтому практически сразу после принятия на вооружение СУ-85 начался поиск путей усиления огневой мощи СУ-85.

К осени 1943 года завод №9 изготовил 85-мм орудие Д-5С-85БМ с начальной скоростью 9,2-килограммового бронебойного снаряда в 900 м/с (против 792 м/с у Д5С), что увеличивало пробиваемость немецкой цементированной брони на 20%. Размеры установочных частей нового орудия сохранились такими же. как у Д-5С. и никаких серьезных изменений е самоходе не требовали. Поскольку ствол Д-5С-85БМ был на 1068 мм длиннее, чем у Д-5С, для уравновешивания в цапфах его оттянули назад на 80 мм. В начале января 1944 года опытный образец самоходки прошел заводские испытания, после чего его отправили в Гороховец на государственные, которые он выдержал, но на вооружение принят не был. Дело в том, что к этому времени вопрос усиления огневой мощи был решён за счет применения на САУ орудия с баллистикой 100-мм морской пушки Б-34.
Эскизный проект машины в декабре 1943 года был передан Наркомату танковой промышленности и Управлению самоходной артиллерии. 27 декабря 1943 года ГКО принял постановление № 4651 о вооружении среднего самохода 100-мм орудием. Во исполнение этого постановления НКТП приказом № 765 от 28 декабря 1943 года обязал «Уралмашзавод» создать новую самоходку со 100-миллиметровым орудием.

Сроки исполнения постановления были весьма сжатыми. Осложняло ситуацию и то обстоятельство, что пушка С-34 имела внушительные размеры по ширине, при наведении влево упиралась во вторую подвеску, не позволяла разместить люк водителя. Следовательно, было необходимо внести существенные изменения в серийном бронекорпусе СУ-85, в том числе и в его геометрической схеме, что влекло за собой изменение стендов для сварки и сборки. Требовалось перейти на торсионную подвеску, сместить рабочее место механика-водителя и все агрегаты управления машиной на 100 мм влево, расширить верхнюю часть корпуса до габаритов гусениц, что вызвало бы увеличение массы САУ на 3,5 т по сравнению с СУ-85. Поэтому «Уралмашзавод» вновь обратился к Петрову на завод №9, и там создали 100-мм орудие Д-10С, которое было легче С-34 и устанавливалось в серийном корпусе без его существенных изменений и без излишнего увеличения массы машины.
СУ-100 создавалась на базе агрегатов танка Т-34-85 и самоходки СУ-85. Все основные агрегаты танка – двигатель, трансмиссия, ходовая часть – остались без изменений. Лишь из-за некоторой перегрузки передних катков усилили их подвеску, увеличив диаметр проволоки пружин с 30 до 34 мм. Корпус, заимствованный у СУ-85, подвергся немногочисленным, но весьма важным изменениям: толщину лобовой брони увеличили с 45 до 75 мм, ввели командирскую башенку и смотровые приборы типа MK-IV, установили два вентилятора для интенсивной очистки боевого отделения от пороховых газов. В целом же 72% деталей заимствовались от Т-34, 4% – от СУ-122, 7,5% – от СУ-85 и лишь 16,5% проектировались заново. 

СУ-100 имела классическую для того времени компоновку. Боевое отделение, совмещенное с отделением управления, было расположено в передней части корпуса, в боевой рубке. В нем размещались органы управления механизмами самоходной установки, вооружение с прицельными приспособлениями, боекомплект, радиостанция с танкопереговорным устройством, носовые топливные баки и часть инструмента и запасных принадлежностей. В переднем левом углу рубки располагалось место механика-водителя, против которого в лобовом листе был расположен прямоугольный люк. В крышке люка устанавливались два призматических смотровых прибора. Место командира машины находилось справа от пушки, за сиденьем механика-водителя было место наводчика, а в левом заднем углу боевого отделения – место заряжающего. Для входа и выхода экипажа в крыше боевого отделения имелось два прямоугольных люка. там же, на крыше, монтировались два вентилятора под колпаками и неподвижная командирская башенка. 


В стенках башенки – пять смотровых щелей с бронестеклами, а в крышке люка башенки и в левой створке крышки люка наводчика – перископические смотровые приборы.
Моторное отделение было расположено непосредственно за боевым и отделено от него перегородкой. В середине моторного отделения на подмоторной раме был установлен дизельный двигатель В-2-34 мощностью 500 л. с., благодаря которому САУ массой 31,6 т могла развить скорость до 55 км/ч.
Трансмиссионное отделение находится в кормовой части корпуса. В кем размещены главный фрикцион, пятискоростная коробка передач, бортовые фрикционы с тормозами и бортовые передачи. Кроме того, установлены два топливных бака и два инерционно-масляных воздухоочистителя. Емкость всех внутренних топливных баков 400 л, что обеспечивает машине запас хода в 310 км.

Пушка Д-10С с длиной ствола 56 калибров обеспечивала начальную скорость бронебойного снаряда 895 м/с. Боекомплект состоял из 33 унитарных выстрелов с бронебойно-трассирующими снарядами БР-412 и БР-412Б, осколочно-фугасными гранатами ОФ-412 и осколочно-морскими гранатами. Бронебойный тупоголовый снаряд с баллистическим наконечником БР-412Б на дистанции 1500 м при угле встречи 60° пробивал 110-мм броню.
В феврале 1944 года первый опытный образец прошел заводские испытания, состоявшие из 30 выстрелов и 150 км пробега. С 9 по 27 марта на АНИОПе в Гороховце проходили государственные испытания, где самоход произвел 1040 выстрелов и прошел 864 км. В своем заключении комиссия отметила, что опытный образец испытания выдержал и может быть принят на вооружение Красной Армии после внесения некоторых изменений. 14 апреля по заводу отдали распоряжение о немедленной подготовке к серийному производству самоходки СУ-100.

Государственная комиссия признала, что тактико-технические показатели СУ-100 обеспечивают успешное поражение современных бронетанковых средств противника на дистанциях 1500 метров для танков Тигр и Пантера вне зависимости от точки попадания снаряда, а для самоходки Фердинанд – только бортовой брони, но с дистанции 2000 метров.
Постановлением ГКО № 6131 от 3 июля 1944 года приняли на вооружение Красной Армии.

Производство СУ-100 началось в сентябре 1944 года, причем в течение трёх месяцев оно велось параллельно с производством СУ-85. При этом по предложению Л. И. Горлицкого обе артсистемы-Д-10С и Д-5С – монтировались в максимально унифицированные корпуса, годные как для установки любого из двух орудий, так и любой боеукладки. Походное крепление, поворотный механизм, прицелы и бронезащита орудий изменялись. От этой унификации особенно много выигрывала конструкция СУ-85. Достаточно сказать, что боекомплект увеличился до 60 выстрелов. Первую унифицированную САУ выпустили в июле. В августе завод прекратил изготовление СУ-85 и перешел на выпуск гибридов, имевших индекс СУ-85М.
Первые СУ-100 были направлены на фронтовые испытания в сентябре 1944 года и получили отличную оценку артиллеристов за высокие возможности орудия и хорошую маневренность. Но так как освоение в производстве бронебойного снаряда БР-412Б затянулось до октября того же года, первоначально серийные СУ-100 поступали лишь в военно-учебные заведения, и лишь в ноябре были сформированы и отправлены на фронт первые вооружённые ими самоходно-артиллерийские полки.

С ноября 1944 года средние самоходно-артиллерийские полки Красной Армии стали перевооружать новыми САУ. В каждом полку имелось по 21 машине. В конце года началось создание самоходно-артиллерийских бригад СУ-100 по 65 САУ в каждой. Первые самоходно-артиллерийские бригады, вооружённых СУ-100: 207-я Ленинградская, 208-я Двинская и 209-я. Без учёта фронтовых испытаний осенью 1944 года, по данным Управления Самоходной артиллерии, впервые СУ-100 были применены в бою в январе 1945 года в ходе Будапештской операции. В условиях, когда советские войска вели стратегическое наступление, СУ-100 нередко применялись при завершении прорыва тактической глубины обороны противника в роли штурмовых орудий, как например, в Восточно-Прусской операции, где были задействованы 381-й и 1207-й самоходно-артиллерийские полки.
Первые самоходно-артиллерийские бригады СУ-100 были отправлены на фронт в начале февраля 1945 года: 207-я и 209-я – на 2-й Украинский, а 208-я – на 3-й Украинский фронт. Наиболее массово СУ-100 были применены в ходе Балатонской операции, когда они были использованы при отражении контратаки 6-й танковой армии СС 6–16 марта 1945 года.
Производство СУ-100 продолжалось по март 1946 года, за это время было выпущено 3037 самоходных установок. По некоторым данным в 1947 году производство возобновили и выпустили еще 198 САУ.

После окончания второй мировой войны СУ-100 использовалась Советской армией ещё в течение нескольких десятилетий. В 1960 году в ходе модернизации на них установили усовершенствованный двигатель В2-34М, топливный насос НК-10, воздухоочистители ВТИ-3, командирский прибор наблюдения ТПКУ-2Б и прибор ночного видения механика-водителя БВН, радиостанцию 10РТ-26Э и ТПУ-47. Во второй половине 60-х годов прибор ночного видения заменили на более совершенный, поставили радиостанцию Р-113. опорные катки ходовой части заимствовали от Т-54.

Но самое главное, в боекомплекте орудия появился невращающийся в полёте бронебойный подкалиберный снаряд 3БМ8. Его появление вновь сделало СУ-100 весьма эффективным противотанковым средством. Снаряд имел 1415-метровую начальную скорость и дальность прямого выстрела 1660 метров по цели двухметровой высоты. С дистанции до 2000 метров он мог поражать лоб башни всех серийных западных танков 1960-х годов.
В таком виде СУ-100 еще долго находились в войсках, принимали участие в учениях, а по мере поступления новых самоходно-артиллерийских установок ставились на долговременное хранение в парки, где некоторое количество их, по-видимому, находится и сейчас.

СУ-100 состояли на вооружении армий почти всех стран Варшавского Договора, а также Албании, Алжира, Анголы, Вьетнама, Йемена, КНДР и Кубы. Они также поставлялись в Китай и Вьетнам, но данные об их боевом применении во Вьетнамской войне недостаточны и противоречивы. После 1959 года СУ-100 поставлялись и на Кубу, и в 1961 году кубинские САУ использовались при отражении вторжения в заливе Свиней. Некоторое количество СУ-100 получили Алжир и Марокко, а также Ангола, где они использовались в ходе гражданской войны. В Чехословакии с 1952 года СУ-100 производились по лицензии и поставлялись в Египет и Сирию. Они принимали участие в боевых действиях в ходе арабо-израильских войн 1956 и 1967 годов. А в армиях некоторых стран эти САУ имеются и сейчас. 


Краткая техническая характеристика 

Боевая масса – 31,6 т . Экипаж – 4 человека. Длина с пушкой вперёд – 9450 мм. Ширина корпуса – 3000 мм. Высота – 2245 мм. Клиренс – 400 мм. Толщина брони: лоб корпуса – 75 мм. борт и корма – 45 мм. Корма корпуса (низ), мм/град. – 45 / 45°. Вооружение: 100-мм пушка Д-10С обр. 1944 года. Длина ствола – 56 калибров. Боекомплект пушки – 33 артвыстрела. Тип двигателя – V-образный 12-цилиндровый дизельный жидкостного охлаждения. Мощность двигателя– 520 л. с. Скорость по шоссе, км/ч – 50. Скорость по пересечённой местности – 20 км/ч. Запас хода по шоссе – 310 км. Запас хода по пересечённой местности – 140 км.

Источник
Уважаемые читатели! Подписывайтесь на нас в Твиттере, Вконтакте, Одноклассниках или Facebook.






Читайте также:
Путин сделал заявление о возможности нанесения ядерного удара
30.10.2024 17:23
Путин назвал ядерную триаду гарантом суверенитета и безопасности России и призвал совершенствовать стратегические силы сдерживания.
КНДР в СВО – путь к третьей мировой?
30.10.2024 09:28
www.belvpo.com
Тема об участии северокорейских военнослужащих в СВО «раскалила» международные СМИ. Вместе с тем, есть ряд нюансов, о которых мало кто знает.
Помощь Зеленскому превращается в «итальянскую забастовку». Впереди – сокрушительное поражение
30.10.2024 20:17
www.politnavigator.net
В западной прессе все чаще всплывают материалы, где политики и высокопоставленные военные НАТО высказывают мнение: военный конфликт на Украине бесперспективен для Запада, а киевский режим ждет сокрушительное поражение. Примечательно, что тональность статей становится все более унылой. Дело дошло до того, что один из главных «ястребов» ЕС Жозеп Боррель отмечает ухудшение ситуации на Украине и
США испугались солдат Ким Чен Ына: Москва сломала игру
30.10.2024 11:27
Вашингтон официально признал, что санкционировал кровавое вторжение в Россию своего киевского вассала. Даже страшно подумать, к чему такое признание привело бы в другие времена с учётом огромных арсеналов ядерного оружия у обеих сторон.
«Прямое участие в войне»: НАТО готовится сбивать российские ракеты над одесскими портами
31.10.2024 02:11
НАТО рассматривает возможность перехвата российских ракет и беспилотников, направленных на объекты в одесских портах. Министерство обороны Румынии вынесло на публичное обсуждение законопроект, позволяющий системам ПВО сбивать беспилотные и пилотируемые летательные аппараты в воздушном пространстве страны.
  1. 28.10.2012
    11:51
    0
    А как насчет "Зверобоев" СУ-152 и ИСУ-152???. Доподилнно известно, что снаряд гаубицы-пушки калибра 152 мм МЛ-20С,длиной СУ-152 - 27,9 калибра, а ИСУ-152 - 32,3 калибра, сносила башню "Тигра" и тому подобных "зверей", когда этот самый "зверь" к нашему самоходу и подобраться не смог..