Регистрация

Советский лёгкий бронетранспортёр БТР-40

01.11.2012  23:30
18 930
0


БТР-40 был одним из самых первых советских бронетранспортёров и, одновременно, одним из последних бронеавтомобилей. Специфика же его конструкции была такова, что применялся он и как БТР, и как бронеавтомобиль. В качестве прототипа для легкого колесного бронетранспортера был взят американский образец Scout Саr МЗА1. Эта полноприводная бронированная машина поставлялась в СССР по ленд-лизу и считалась, пожалуй, наиболее популярной среди бойцов и командиров Красной Армии. 

Читайте также: Основатель ЧВК Blackwater: Русскому медведю нужно отдать всё, что захочет



МЗА1 широко использовались е качестве штабных машин, для разведки, связи и сопровождения Все предпосылки для создания отечественного варианта такой машины уже были – с 1944 года проходил испытания новый полноприводной грузовой автомобиль ГАЗ-63. Характерной особенностью последнего были широкие шины 9,75×18 и односкатные задние колеса, которые имели такую же колею, как и передние При движении по грязи, снегу, песку нее колеса шли след в след, не испытывая дополнительного сопротивления качению за счет разности ширины колеи. На государственных испытаниях полноприводных машин ГАЗ-63 продемонстрировал, как отмечалось в отчете Главного автотракторного управления Красной Армии, рекордные показатели проходимости. 

В начале 1947 года в ОКБ Горьковского автозавода началось проектирование легкого двухосного бронетранспортера «объект 141». Для этой машины применили шасси ГАЗ-63, сократив базу на 600 мм и увеличив мощность двигателя на 10 л.с.
Опытный образец первого варианта имел несущий броневой корпус, закрывавшийся сверку брезентовым тентом. Второй вариант отличался от первого спаренной установкой пулеметов НПВ и СГМ калибра 14,5 мм и 7,62 мм соответственно, смонтированной на тумбе и позволявшей вести огонь как по наземным, так и по воздушным целям. Конструкция корпуса у обоих вариантов была одинаковой. Борта имели большие углы наклона, причем в нижней части были обратные углы, как у немецких бронетранспортеров. В дальнейшем от такого расположения бронелистов отказались, применив бронекорпус с вертикальными бортами – более вместительные и простые в производстве, хотя и менее пулестойкие. 

Меньшие, чем на грузовике, размеры моторного отделения заставили конструкторов по-иному расположить агрегаты двигателя. Благодаря почти равной нагрузке на оси, передние и задние рессоры выполнили одинаковыми, оснастив их сначала четырьмя, а потом восемью гидроамортизаторами. Все машины оборудовали лебедками. 

Бронетранспортёр успешно прошел государственные испытания и 17 апреля 1949 под обозначением БТР-40 был принят на вооружение Советской Армии. В 1950 году на Горьковском автозаводе имени Молотова началось серийное производство машины, а ее создатели удостоились Сталинской премии. Броневые корпуса для БТР-40 изготавливал Муромский паровозоремонтный завод.
Компоновка БТР-40 – автомобильная классическая (с кабиной за двигателем). В бронетранспортере имелись три отделения – моторное, управления и боевое (десантное). 

Моторное отделение было расположено в передней части корпуса. В нём были размещены двигатель с вентилятором и электрооборудованием, водяной и масляный радиаторы, пусковой подогреватель, масляный и топливный фильтры, лебёдка. Доступ в моторное отделение осуществляется: к двигателю и радиатору – через верхний люк, к лебёдке – через передний в наклонном листе корпуса. Оба люка закрываются броневыми крышками. В крышке над двигателем и в бортовых наклонных листах корпуса имеются жалюзи для выхода горячею воздуха из моторного отделения, в нижней лобовой части моторного отделения – жалюзи, через которые поступает основной поток воздуха для охлаждения радиатора.

Отделение управления БТР-40 

Отделение управления находилось за моторным отделением в открытой части корпуса. В нём были размещены органы управления бронетранспортёром, приборы наблюдения, контрольно-измерительные приборы, радиостанция, сиденья водителя (слева) с аккумуляторной батареей под ним и командира (справа), с бензобаком в нише под сиденьем, банок с запасным маслом для двигателя, огнетушитель и воздухоочиститель. Справа от командира и слева от водителя в нижнем поясе корпуса имеются боковые двери, открывающиеся на петлях наружу.
Боевое (десантное) отделение расположено в средней и кормовой частях корпуса. В боевом отделении серийного БТР-40 размещены: пулемет СГМБ, кронштейны для установки пулемётов СГМБ и ДПМ (устанавливаются со специальным переходником), ракетница, клипсы для крепления двух автоматов АК-47, а также укладка боекомплекта, сиденья на восемь человек десанта, ЗИП. аптечка и задний бензобак (у правого борта под сиденьем десанта).

Корпус БТР-40 

Корпус БТР-40 был сварен из катаных броневых листов. Толщина лобовых листов составляла 10 – 15 мм. бортовых 8 – 9 мм. кормовых – 7 мм. В наклонных листах передней части корпуса над дверными проёмами имелись смотровые щели, которые закрываются изнутри машины броневыми заслонками. В вертикальных бортовых листах имеется по два закрываемых крышками круглых лючка для наблюдения и стрельбы из личного оружия десанта. В лобовом листе перед водителем и командиром имеются люки с броневыми крышками, прикреплёнными к листу на двух петлях. В крышках установлены приборы наблюдения со стеклоблоками триплекс. В походном положении крышки люков могут быть открыты и закреплены на вертикальных стойках. Для наблюдения вне боевой обстановки при открытых крышках на люки устанавливаются ветровые стёкла в металлической оправе с резиновыми уплотнениями, снабжённые электростеклоочистителями. При закрытых крышках ветровые стёкла укладываются в специальные карманы, расположенные внутри бронетранспортера. Для посадки и высадки десанта в кормовом листе корпуса имеется двухстворчатая задняя дверь. 

7,62-мм пулемёт СГМБ монтируется с помощью штатного станка, состоящего из вертлюге, сектора и постели. Для крепления пулемётной установки на бронетранспортёре имеются четыре вертлюжных кронштейна: лобовой (основной), размещённый на лобовом листе, боковые – на правом и левом бортах и задний – на кормовом листе корпуса. Боекомплект пулемёта (1250 патронов) снаряжён в ленты и уложен в пять патронных коробок. Четыре коробки размещены в специальной укладке в боевом отделении у правого борта корпуса, а одна – в гнезде корзинки на вертлюге пулемётной установки
На бронетранспортёре установлен 6-цилиндровый четырёхтактный карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения ГАЗ-40 мощностью 78 – 80 л.с. при 3400 об/мин.

Механическая силовая передача включает в себя однодисковое сцепление сухого трения, четырёхступенчатую коробку передач, раздаточную коробку с демультиппикатором, две главные передачи с дифференциалами и полностью разгруженные полуоси передних и задних колёс. Передние полуоси имеют шарниры равных угловых скоростей. Ножной колодочный тормоз с гидравлическим приводом действует на все четыре колеса. Ручной дисковый или барабанный тормоз установлен на валу раздаточной коробки и имеет механический привод. Рулевой механизм – глобоидальный червяк с двойным роликом.
Одинарные дисковые колёса со съёмными бортовыми кольцами снабжены пневматическими шинами размером 9,75-8". Колёсная формула 4x4. Подвеска состоит из четырёх полуэллиптических рессор и четырёх гидравлических поршневых амортизаторов двустороннего действия. 


В передней части бронетранспортёра была установлена лебёдка с отбором мощности от коробки передач. Тяга лебёдки – 4500 кгс, длина троса – 75 м.
Внешняя связь поддерживалась при помощи радиостанции 10-РТ-12.
Боевая масса машины составляла 5,3 т. Экипаж – 2 человека, десант – 8 человек. Максимальная скорость движения – 80 км/ч, запас хода по шоссе – 285 км. 

Первая демонстрация нового бронетранспортера общественности состоялась во время военного парада в Москве 7 ноября 1951 года. Для участия в параде бронетранспортёры довооружили, видимо, для придании более внушительною вида. На лобовом вертлюжном кронштейне был установлен 12,7-мм пулемёт ДШК. а на двух боковых – пулемёты СГМБ.
Практически одновременно с БТР-40 шла разработка его модификации, получившей обозначение БТР-40А. По сути, она представляла собой зенитную самоходную установку. 

Зенитную установку ЗТПУ-2 с двумя пулемётами КПВ калибра 14.5 мм смонтировали на постаменте в десантном отделении. Максимальный угол возвышения пулемётов +90 склонения – 5°. Для стрельбы по наземным целям имелся телескопический прицел ОП-1-14. по воздушным – коллиматорный прицел ВК-4. Боекомплект – 1200 патронов. Установка управлялась одним наводчиком с помощью механического ручного привода. В состав расчёта входили два заряжающих (по одному на пулемёт). Эффективный огонь обеспечивался по воздушным целям, летящим со скоростью до 600 км/ч на высоте 500 – 1000 м. Горизонтальная дальность эффективного огня составляла 2000 м.

БТР-40А 

БТР-40А был принят на вооружение в 1951 году, а годом позже запущен в серийное производство. На базе БТР-40 выпускалась машина химической разведки БТР-40РХ. Она отличалась от базовой машины установкой соответствующего оборудования. БТР-40 быстро завоевал популярность в войсках. Простая по конструкции, небольшая, но подвижная многоцелевая бронемашина, созданная на освоенных промышленностью автомобильных агрегатах, получила широкое распространение в армии. Она применялась для перевозки пехоты, использовалась в качестве тягача в противотанковой артиллерии, а также как командирская, связная и разведывательная машина. БТР-40 эксплуатировались в пограничных и внутренних войсках.
Боевым крещением для БТР-40 стали события в Венгрии в 1956 году. После них появилась ещё одна модификация БТР-40Б, имевшая сварной корпус с бронированной крышей. Для посадки и высадки десанта в крыше имелись два больших люка, закрывавшиеся крышками. Высота корпуса увеличилась на 130 мм. Были демонтированы бортовые кронштейны для установки пулемёта и введены две дополнительные амбразуры в наклонных листах крыши. 

Серийное же производство БТР-40 завершилось в 1960 году. Помимо Советской Армии, БТР-40 состояли на вооружении армий стран – участниц Варшавского Договора, а также целого ряда государств, в него не входящих, например, Албании, Афганистана, Вьетнама, Израиля, Индонезии, Ирана. Камбоджи, Китая, Кубы, Лаоса, Монголии, Эфиопии и многих других стран Азии и Африки. В армиях этих стран БТР-40 и БТР-40А активно использовались в локальных конфликтах на Ближнем Востоке, в Юго-Восточной Азии и Африке. 


Краткая техническая характеристика 

Боевая масса – 5,3 т. Экипаж – 2 человека; десант – 8 человек; двигатель: число цилиндров – 6, рабочий объем – 3485 см, мощность – 78 л. с. при 3400 об/мин; длина – 5000 мм; ширина – 1900 мм; высота – 1830 мм; дорожный просвет – 270 мм; Бронирование: 6–15 мм. Вооружение – 7,62-мм пулемет СГМБ образца 1949 года. скорость – 80 км/ч.

Уважаемые читатели! Подписывайтесь на нас в Твиттере, Вконтакте, Одноклассниках или Facebook.






Читайте также:
"Где бы ни находились": Путин высказался прямо об ударах по аэродромам НАТО
28.03.2024 10:56
Президент России Владимир Путин прямо высказался о возможности нанесения ударов по аэродромам НАТО.
"Умные ракеты" ударили по Харькову. Россия готовит плацдарм для полномасштабного наступления
28.03.2024 08:34
x-true.info
ВКС России впервые нанесли удары "умными бомбами" по объекту ВСУ в Харькове. Массовое применение таких боеприпасов может облегчить задачу по уничтожению объектов ВСУ в рамках возможной операции по освобождению города.
Force de Frappe. Франция перебрасывает истребители Rafale в Румынию
28.03.2024 16:08
dzen.ru
Французская программа Force de Frappe, что в переводе означает «ударная сила», включает в себя авиационный компонент, в основе которого стоят истребители Rafale в версиях F3-R и F4 (30-FU), способные нести ракетное вооружение с ядерными боеголовками. Примечательно, что все 12 самых современных Rafale F4 базируются на 118-й авиабазе Мон-де-Марсан.
Исчезнет за день. Военный эксперт рассказал о самом страшном сценарии для Украины
28.03.2024 22:41
t.me
По словам экс-разведчика, западные страны испытывают проблемы в своих армиях, а Североатлантический альянс фактически разваливается.
Происходит прямо сейчас, они уже не смогут удержать. Что Россия устроила в Харькове
28.03.2024 16:50
ВСУ не смогут удержать контроль над Харьковом после уничтожения украинских систем ПВО на этом направлении, заявил бывший американский разведчик Скотт Риттер в эфире YouTube-канала Dialogue Works.