Как Россия будет восстанавливать свои позиции в Африке

На днях министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров, выступая на российско-африканском экономическом форуме в Танзании, заявил, что Россия будет восстанавливать свои позиции в Африке, утраченные после распада СССР. Лучше поздно, чем никогда, хочется сказать в ответ…
Сегодня уже почти никто не помнит, каковы были позиции СССР в Африке, — и не только у нас в стране, но и на самом Черном континенте. Воспоминания об этой ушедшей эпохе сохранились разве что в виде более или менее смутных легенд о советских строителях, рабочих, инженерах, агрономах, врачах, учителях, тренерах, работавших в африканских странах, помогавших им создавать свою экономику, промышленность, медицину и образование, а также о военных специалистах.
С тех пор прошел не один десяток лет, очень многое изменилось. Нет Советского Союза, нет четких и логичных обоснований нашего присутствия в Африке, его целей и задач. Нет и тех первых постколониальных режимов, с которыми СССР выстраивал отношения. Изменился и состав глобальных игроков на африканской сцене: появились сильные и активные Китай, Индия, Израиль, Турция, арабские страны, усилили свои позиции США, переосмысливают свои роль и место европейцы.
Сейчас вряд ли уместно говорить о "восстановлении позиций" или о "возвращении". Корректнее было бы ставить вопрос о выстраивании совершенно новой африканской стратегии Москвы с использованием там, где это возможно, остатков советского наследия, но не на основе его.
Представляется, что такая стратегия должна быть по преимуществу экономической. Важно всеми силами избегать вовлечения в конфликты на континенте, поскольку это неизбежно будет сопряжено с огромными политическими, имиджевыми и финансовыми издержками. В связи с этим отрадным видится тот факт, что о восстановлении позиций заговорил именно глава Минпромторга, а не Минобороны, например.
Однако, приходится констатировать, что в экономической сфере России в Африке придется непросто. Во-первых, потому что задача сформулирована (и пока не поставлена в практическом плане, насколько можно судить) поздновато. Мы пропустили момент, когда позиции европейцев (бывших колонизаторов) здесь ослабли и дождались чуть ли не полного завоевания Африки Китаем. Кстати, только что КНР открыла свою первую военно-морскую базу за рубежом — в африканской Джибути, на выходе из Красного моря в Индийский океан.
Да что там Китай, даже Северная Корея ведет активную наступательную работу на африканском рынке. Уганда, Намибия, Эритрея, ДР Конго вовсю сотрудничают с КНДР, закупают дешевое и несложное оборудование, не обращая внимания на западные санкции.
Нас опередили Турция и арабский мир, Израиль и Индия, которые наращивают торговое и инвестиционное сотрудничество с африканцами, создают здесь собственные индустриальные базы.
Россия плетется в хвосте этой гонки. Москва уже несколько лет ведет переговоры о создании российской промышленной зоны в Египте. И до сих пор она не открыта. А ведь, по признанию того же господина Мантурова, эта зона должна стать центром производства продукции, предназначенной для африканского рынка, откуда мы могли бы начать торговую экспансию.
Отметим, что Египет — это не единственная возможность. Подобная индустриальная база вполне могла бы быть создана и в Марокко, и в Мавритании. В каждой из них российские инвесторы и производители пользовались бы значительными льготами, а главное, режимом свободной, беспошлинной торговли со всеми африканскими государствами, со всем арабским миром, с ЕС, со странами по всему побережью Атлантического и Индийского океанов. На российских по сути товарах стояли бы марки "Сделано в Марокко" (Египте, Мавритании...), что служило бы защитой от вероятных новых западных санкций.
Вопрос, почему Россия до сих пор не сделала ни единого практического шага в направлении Африки, зависает в воздухе. Мы действительно забыли, что такое Африка, как там работать, не захотели использовать то советское наследие, которое все еще осталось там. У нас руки не доходили, нам недосуг было разбираться в африканских проблемах, тем более что бизнес приличнее считалось делать с Европой или Америкой…
Теперь нужно наверстывать упущенное. Необходимо срочно выделить кадры специалистов для детального изучения ситуации на африканском направлении; возможно, создать специальный фонд, финансирующий исследования африканских рынков, чтобы максимально точно знать, что, как и за какие деньги можно и нужно там продавать и производить. Одним словом, Африкой нужно заниматься всерьез. И усилий одного Минпромторга будет недостаточно.
Сегодня уже почти никто не помнит, каковы были позиции СССР в Африке, — и не только у нас в стране, но и на самом Черном континенте. Воспоминания об этой ушедшей эпохе сохранились разве что в виде более или менее смутных легенд о советских строителях, рабочих, инженерах, агрономах, врачах, учителях, тренерах, работавших в африканских странах, помогавших им создавать свою экономику, промышленность, медицину и образование, а также о военных специалистах.
С тех пор прошел не один десяток лет, очень многое изменилось. Нет Советского Союза, нет четких и логичных обоснований нашего присутствия в Африке, его целей и задач. Нет и тех первых постколониальных режимов, с которыми СССР выстраивал отношения. Изменился и состав глобальных игроков на африканской сцене: появились сильные и активные Китай, Индия, Израиль, Турция, арабские страны, усилили свои позиции США, переосмысливают свои роль и место европейцы.
Сейчас вряд ли уместно говорить о "восстановлении позиций" или о "возвращении". Корректнее было бы ставить вопрос о выстраивании совершенно новой африканской стратегии Москвы с использованием там, где это возможно, остатков советского наследия, но не на основе его.
Представляется, что такая стратегия должна быть по преимуществу экономической. Важно всеми силами избегать вовлечения в конфликты на континенте, поскольку это неизбежно будет сопряжено с огромными политическими, имиджевыми и финансовыми издержками. В связи с этим отрадным видится тот факт, что о восстановлении позиций заговорил именно глава Минпромторга, а не Минобороны, например.
Однако, приходится констатировать, что в экономической сфере России в Африке придется непросто. Во-первых, потому что задача сформулирована (и пока не поставлена в практическом плане, насколько можно судить) поздновато. Мы пропустили момент, когда позиции европейцев (бывших колонизаторов) здесь ослабли и дождались чуть ли не полного завоевания Африки Китаем. Кстати, только что КНР открыла свою первую военно-морскую базу за рубежом — в африканской Джибути, на выходе из Красного моря в Индийский океан.
Да что там Китай, даже Северная Корея ведет активную наступательную работу на африканском рынке. Уганда, Намибия, Эритрея, ДР Конго вовсю сотрудничают с КНДР, закупают дешевое и несложное оборудование, не обращая внимания на западные санкции.
Нас опередили Турция и арабский мир, Израиль и Индия, которые наращивают торговое и инвестиционное сотрудничество с африканцами, создают здесь собственные индустриальные базы.
Россия плетется в хвосте этой гонки. Москва уже несколько лет ведет переговоры о создании российской промышленной зоны в Египте. И до сих пор она не открыта. А ведь, по признанию того же господина Мантурова, эта зона должна стать центром производства продукции, предназначенной для африканского рынка, откуда мы могли бы начать торговую экспансию.
Отметим, что Египет — это не единственная возможность. Подобная индустриальная база вполне могла бы быть создана и в Марокко, и в Мавритании. В каждой из них российские инвесторы и производители пользовались бы значительными льготами, а главное, режимом свободной, беспошлинной торговли со всеми африканскими государствами, со всем арабским миром, с ЕС, со странами по всему побережью Атлантического и Индийского океанов. На российских по сути товарах стояли бы марки "Сделано в Марокко" (Египте, Мавритании...), что служило бы защитой от вероятных новых западных санкций.
Вопрос, почему Россия до сих пор не сделала ни единого практического шага в направлении Африки, зависает в воздухе. Мы действительно забыли, что такое Африка, как там работать, не захотели использовать то советское наследие, которое все еще осталось там. У нас руки не доходили, нам недосуг было разбираться в африканских проблемах, тем более что бизнес приличнее считалось делать с Европой или Америкой…
Теперь нужно наверстывать упущенное. Необходимо срочно выделить кадры специалистов для детального изучения ситуации на африканском направлении; возможно, создать специальный фонд, финансирующий исследования африканских рынков, чтобы максимально точно знать, что, как и за какие деньги можно и нужно там продавать и производить. Одним словом, Африкой нужно заниматься всерьез. И усилий одного Минпромторга будет недостаточно.
Читайте также:
Искусственный интеллект в деле: как нейросети меняют наше представление о возможностях
22.12.2025 16:14
Мир вокруг нас стремительно переходит из фазы простого потребления информации в фазу сотворчества с алгоритмами.
Выборы в Венгрии 2026: Орбан может уйти — конец «последнего моста» к России в Европе?
Венгрия на пороге судьбоносных выборов-2026: Орбан против объединённой оппозиции. Шансы 50/50. ЕС давит финансами, блокируя 20 млрд евро. Если Орбан проиграет — Венгрия станет «кулаком Европы» против России. Суверенитет, традиционные ценности и мост к Москве под угрозой. Кризис ЕС нарастает: милитаризация, долги и распад. Кто победит — определит будущее Европы и отношений с Россией.
Помощь англичанки
На исходе года Британия резко активизировала свою «деятельность» в Армении, объявив о переходе отношений на уровень стратегического партнёрства. Официально Лондон говорит о «поддержке безопасности, экономического развития и подготовки к событиям 2026 года», однако за этим стоит куда более прагматичная логика: англичанка стремится занять освободившееся пространство в регионе, где ослабли позиции
От Купянска до Сум: Пока ВСУ хвалятся «перемогой», российские войска берут ключевые высоты и заставляют украинских бойцов сдаваться
Внезапный прорыв ВС РФ в Сумской области: взяты ключевые высоты Высокое и Грабовское. Украинские «герои» в плену извиняются перед дронами, сдаются десятками. Пьяные, без дисциплины, гарнизоны ВСУ по документам — сотни, на деле — 20–30 человек. Коррупция, дезертирство и пустые позиции открыли путь. Россия растягивает силы Сырского, создавая угрозу Харькову. Северный фронт трещит по швам.
«Шансов нет»: Путин послал сигнал Западу о способности армии России побеждать их коалицию
22.12.2025 16:45
В ходе «Прямой линии» президент России Владимир Путин подробно рассказал о ходе специальной военной операции, заявив о полном переходе стратегической инициативы к российским войскам и готовности завершить конфликт на своих условиях. Ключевым тезисом стала оценка общей ситуации на фронте.