Дешево и сердито: Россия обновляет штурмовую авиацию
До конца года российские Воздушно-космические силы (ВКС) начнут получать модернизированные Су-25, которые уже получили скромное прозвище «Суперграчи»
Россия продолжает модернизировать свои вооруженные силы. Местами это требует больших затрат и фундаментальных исследований, как это было при создании танка с необитаемой башней «Армата» и перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации, недавно получившего собственное имя – Су-57. В других случаях речь идет о модернизации уже имеющихся «рабочих лошадок», которые за счет оснащения новейшей электроникой, средствами разведки и наведения – из разряда добротной, но устаревающей техники превращаются в современные боевые системы, смертельно опасные для любого потенциального противника. Именно так произошло при модернизации основного боевого танка Т-72, который в варианте Т-72Б3 вполне сопоставим с танком Т-90. Такая же судьба ждет и российскую штурмовую авиацию.
На днях стало известно, что уже к концу 2017 года оборонная промышленность начнет поставки в Воздушно-космические силы (ВКС) модернизированных штурмовиков Су-25 СМ3, которые из-за их расширенных возможностей уже прозвали «Суперграчами».
Танки над полем боя
Штурмовики – весьма специфические самолеты: в отличие от фронтовых бомбардировщиков и многофункциональных истребителей, которые способны прорываться сквозь зоны ПВО противника на сверхзвуковой скорости и уходить от вражеских ракет, меняя высоты от сотни метров до десяти километров, штурмовики никуда не прорываются. Они работают на дозвуковых скоростях, имея при этом весьма скромный «потолок» в семь - восемь километров, и еще больше снижаясь для атаки малоразмерных целей. Благодаря этому штурмовики отличаются наилучшей эффективностью огня: неторопливые и машины уверенно утюжат позиции противника, добиваясь такой точности попаданий, которая доступна для бомбардировщиков и многоцелевых истребителей только при использовании дорого высокоточного оружия.
Однако у этой медали есть и обратная сторона: если другие типы боевых самолетов лишь «заскакивают» в зону эффективного действия ПВО противника, то штурмовики в ней буквально живут. Естественно, по ним стреляет все, что хотя бы потенциально способно сбить самолет – от тактических зенитных комплексов до пулеметов на пикапах и личного стрелкового оружия.
Проблему многочисленных попаданий конструкторы штурмовиков традиционно решают за счет мощной брони и высокой живучести машин, которая обеспечивается многократным дублированием систем и защитой критически важных агрегатов и приборов вспомогательными. Не случайно Су-25 прозвали «летающими танками».
По части железа у творения советской оборонки до сих пор нет особых проблем. Понятно, что тридцатилетние самолеты постепенно изнашиваются, однако, как показала кампания в Сирии, «Грачи» способны сделать до 4-5 вылетов в сутки в то время, как самолеты других типов – всего 2-3.
«Суперграчи», что нового?
Собственно, поставка Су-25 СМ3 в войска должна была начаться еще в 2016 году, однако разработчикам оптико-электронной системы СОЛТ-25 потребовалось дополнительное время на ее доработку. Этот комплекс включает в себя тепловизор, лазерный дальномер и телевизионный канал высокого разрешения.
Оптико-электронная система обеспечивает принципиально новый уровень возможностей для поражения целей: летчику достаточно выбрать цель, будь то укрепление, бронетехника или группа живой силы противника, а дальше враг будет уничтожен в автоматическом режиме. Принцип «выстрелил и забыл» во всей красе.
Вторым важным новшеством стал комплекс активной защиты «Витебск». Он подавляет вражеские радары мощными радиоэлектронными помехами и ослепляет головки самонаведения ракет с помощью тепловых ловушек. По данным разработчиков, «Витебск» позволяет нейтрализовать американские ПЗРК Stinger, европейские Mistral, российские «Верба» и «Игла». Более того, он позволяет самолету противостоять тактическим зенитным комплексам Patriot, Aster, «Бук» и «Тор». «Суперграчи» смогут не только «давить» вражеские радиолокаторы активными помехами, но и отправлять подарки их расчетам: после модернизации штурмовик получит ракеты, наводящиеся по излучению радара.
Путь в войска
В настоящее время российские ВКС имеют четыре полка штурмовой авиации и несколько отдельных эскадрилий, укомплектованных «Грачами». Сообщается, что первыми модернизированные машины получат 4-й Центр подготовки авиационного персонала ВКС РФ в Липецке и авиачасти, дислоцированные на юге России – по всей видимости, учебная база ВКС России в Армавире. Их инструкторы облетают «Суперграчей» и составят программы переподготовки летчиков.
В начале 2018 года новые обновленные штурмовики получат 960-й и 368-й штурмовые авиаполки, дислоцированные в Приморск-Ахтарске и Буденновске.
Интересно, что новость о модернизации «Грачей» побудила некоторых экспертов выдвинуть предположения, что в скором будущем эти машины будут сняты с вооружения и заменены штурмовиками новых типов. Правда, при этом авторы этих гипотез сами же отметили, что сейчас достойных кандидатов на замену С-25 просто нет. По некоторым версиям, новый штурмовик может быть создан на базе Су-34 или Су-57; некоторые комментаторы отметили, что в качестве легкого штурмовика может использоваться учебно-боевой Як-130.
Конечно, не входя в Генштаб, никаких вариантов исключать нельзя. Однако отметим, что и Су-34, и тем более Су-57 – машины принципиально иного класса. Это дорогие, сложные истребители, которые, наверное, можно переделать в штурмовики, но зачем? Ведь основные достоинства штурмовика – это как раз его надежность и относительная дешевизна.
Як-130 при необходимости также можно натравить на наземные цели, однако легкий штурмовик – очень нишевое оружие, которое можно использовать только против совсем слаборазвитого противника. Полноценный же бронированный штурмовик по определению не может быть легким.
Рискнем предположить, что заменой Су-25-м станут не пилотируемые самолеты, а тяжелые ударные беспилотники. Более или менее дальние потомки «Альтаира», засветившегося в мае нынешнего года во время посещения казанского авиазавода им. Горбунова секретарем Совета безопасности РФ Николаем Патрушевым, или 20-тонного «Охотник Б», фотографии которого просочились в сеть в июле, или какого-то другого, информацию о разработке которого пока еще не сливали в СМИ.
Россия продолжает модернизировать свои вооруженные силы. Местами это требует больших затрат и фундаментальных исследований, как это было при создании танка с необитаемой башней «Армата» и перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации, недавно получившего собственное имя – Су-57. В других случаях речь идет о модернизации уже имеющихся «рабочих лошадок», которые за счет оснащения новейшей электроникой, средствами разведки и наведения – из разряда добротной, но устаревающей техники превращаются в современные боевые системы, смертельно опасные для любого потенциального противника. Именно так произошло при модернизации основного боевого танка Т-72, который в варианте Т-72Б3 вполне сопоставим с танком Т-90. Такая же судьба ждет и российскую штурмовую авиацию.
На днях стало известно, что уже к концу 2017 года оборонная промышленность начнет поставки в Воздушно-космические силы (ВКС) модернизированных штурмовиков Су-25 СМ3, которые из-за их расширенных возможностей уже прозвали «Суперграчами».
Танки над полем боя
Штурмовики – весьма специфические самолеты: в отличие от фронтовых бомбардировщиков и многофункциональных истребителей, которые способны прорываться сквозь зоны ПВО противника на сверхзвуковой скорости и уходить от вражеских ракет, меняя высоты от сотни метров до десяти километров, штурмовики никуда не прорываются. Они работают на дозвуковых скоростях, имея при этом весьма скромный «потолок» в семь - восемь километров, и еще больше снижаясь для атаки малоразмерных целей. Благодаря этому штурмовики отличаются наилучшей эффективностью огня: неторопливые и машины уверенно утюжат позиции противника, добиваясь такой точности попаданий, которая доступна для бомбардировщиков и многоцелевых истребителей только при использовании дорого высокоточного оружия.
Однако у этой медали есть и обратная сторона: если другие типы боевых самолетов лишь «заскакивают» в зону эффективного действия ПВО противника, то штурмовики в ней буквально живут. Естественно, по ним стреляет все, что хотя бы потенциально способно сбить самолет – от тактических зенитных комплексов до пулеметов на пикапах и личного стрелкового оружия.
Проблему многочисленных попаданий конструкторы штурмовиков традиционно решают за счет мощной брони и высокой живучести машин, которая обеспечивается многократным дублированием систем и защитой критически важных агрегатов и приборов вспомогательными. Не случайно Су-25 прозвали «летающими танками».
По части железа у творения советской оборонки до сих пор нет особых проблем. Понятно, что тридцатилетние самолеты постепенно изнашиваются, однако, как показала кампания в Сирии, «Грачи» способны сделать до 4-5 вылетов в сутки в то время, как самолеты других типов – всего 2-3.
«Суперграчи», что нового?
Собственно, поставка Су-25 СМ3 в войска должна была начаться еще в 2016 году, однако разработчикам оптико-электронной системы СОЛТ-25 потребовалось дополнительное время на ее доработку. Этот комплекс включает в себя тепловизор, лазерный дальномер и телевизионный канал высокого разрешения.
Оптико-электронная система обеспечивает принципиально новый уровень возможностей для поражения целей: летчику достаточно выбрать цель, будь то укрепление, бронетехника или группа живой силы противника, а дальше враг будет уничтожен в автоматическом режиме. Принцип «выстрелил и забыл» во всей красе.
Вторым важным новшеством стал комплекс активной защиты «Витебск». Он подавляет вражеские радары мощными радиоэлектронными помехами и ослепляет головки самонаведения ракет с помощью тепловых ловушек. По данным разработчиков, «Витебск» позволяет нейтрализовать американские ПЗРК Stinger, европейские Mistral, российские «Верба» и «Игла». Более того, он позволяет самолету противостоять тактическим зенитным комплексам Patriot, Aster, «Бук» и «Тор». «Суперграчи» смогут не только «давить» вражеские радиолокаторы активными помехами, но и отправлять подарки их расчетам: после модернизации штурмовик получит ракеты, наводящиеся по излучению радара.
Путь в войска
В настоящее время российские ВКС имеют четыре полка штурмовой авиации и несколько отдельных эскадрилий, укомплектованных «Грачами». Сообщается, что первыми модернизированные машины получат 4-й Центр подготовки авиационного персонала ВКС РФ в Липецке и авиачасти, дислоцированные на юге России – по всей видимости, учебная база ВКС России в Армавире. Их инструкторы облетают «Суперграчей» и составят программы переподготовки летчиков.
В начале 2018 года новые обновленные штурмовики получат 960-й и 368-й штурмовые авиаполки, дислоцированные в Приморск-Ахтарске и Буденновске.
Интересно, что новость о модернизации «Грачей» побудила некоторых экспертов выдвинуть предположения, что в скором будущем эти машины будут сняты с вооружения и заменены штурмовиками новых типов. Правда, при этом авторы этих гипотез сами же отметили, что сейчас достойных кандидатов на замену С-25 просто нет. По некоторым версиям, новый штурмовик может быть создан на базе Су-34 или Су-57; некоторые комментаторы отметили, что в качестве легкого штурмовика может использоваться учебно-боевой Як-130.
Конечно, не входя в Генштаб, никаких вариантов исключать нельзя. Однако отметим, что и Су-34, и тем более Су-57 – машины принципиально иного класса. Это дорогие, сложные истребители, которые, наверное, можно переделать в штурмовики, но зачем? Ведь основные достоинства штурмовика – это как раз его надежность и относительная дешевизна.
Як-130 при необходимости также можно натравить на наземные цели, однако легкий штурмовик – очень нишевое оружие, которое можно использовать только против совсем слаборазвитого противника. Полноценный же бронированный штурмовик по определению не может быть легким.
Рискнем предположить, что заменой Су-25-м станут не пилотируемые самолеты, а тяжелые ударные беспилотники. Более или менее дальние потомки «Альтаира», засветившегося в мае нынешнего года во время посещения казанского авиазавода им. Горбунова секретарем Совета безопасности РФ Николаем Патрушевым, или 20-тонного «Охотник Б», фотографии которого просочились в сеть в июле, или какого-то другого, информацию о разработке которого пока еще не сливали в СМИ.
Читайте также:
Белоусов вывел СВО на беспрецедентный уровень: Бомбардировка Киева 4-е сутки
06.11.2024 00:31
Украинская столица оказалась под массированной комбинированной атакой - плотный удар продолжается 4-е сутки. Генштаб ВСУ был вынужден признать катастрофу, назвав это настоящим рекордом.
"Белоусов готовит исторический удар". В Киеве четвертые сутки гудят сирены, ПВО не справляется
05.11.2024 19:51
После массовых ударов по украинской столице, которые в режиме нон-стоп продолжаются несколько суток, на Западе сделали вывод, что СВО перешло на другой качественный уровень. Предполагается, что министр обороны России Андрей Белоусов готовит что-то "историческое".
"Близится развязка - Запад пошёл ва-банк": О признаках победы России высказался подполковник ФСБ
06.11.2024 00:38
"Близится развязка - Запад пошёл ва-банк". О признаках победы России высказался подполковник ФСБ Андрей Попов. По его словам, со стороны западных спецслужб наблюдается усиленный интерес к российским наработкам.
«Замышляют гораздо большее»: выяснились планы российского командования в Курахово
Российская армия продолжает наступательную операцию на Донбассе, которую противник уже признал одной из самых мощных с начала СВО. После освобождения Селидова, Горняка, Кураховки наши вышли к хорошо укрепленным позициям ВСУ в Курахово, где сейчас развиваются основные события. Особенно горячо в понедельник, 4 ноября, было южнее Курахово. Наши войска здесь билась за Успеновку, Сухие Ялы и Разлив,
На войну везут партию новых "Страйкеров": НАТО запретили Зеленскому уходить из-под Курска
Украинские войска получат от Пентагона две сотни бронемашин и боеприпасы, сообщает Forbes. Эксперт указывает на то, что выводить войска из-под Курска никто и не собирается. А дальше если бы Зеленский этого и хотел, ему не дадут.