Регистрация

Российские ВКС пересели на самолеты-«трансформеры»

16.10.2017  23:08
2 338
0


Российские учебно-тренировочные самолеты Як-130 превратились в самолеты-«трансформеры». В нынешнем году в Борисоглебском учебном центре летчики полностью освоили режимы, имитирующие полеты на фронтовых бомбардировщиках Су-34, истребителях Су-30СМ, Су-35 и МиГ-29. Это позволяет на одной и той же машине тренировать пилотов для всех типов реактивных истребителей. Для этого на Як-130 установлены специальные датчики, влияющие на органы управления машины. А в программное обеспечении внесены специальные алгоритмы, которые полностью имитируют особенности пилотирования и режимы полета на более тяжелых истребителях и фронтовых бомбардировщиках. Эксперты отмечают, что применение Як-130 позволяет снизить затраты на обучение и сократить износ полноценных боевых машин.

Как рассказали «Известиям» в Главкомате ВКС, штатные учебные полеты в режиме имитации идут с весны нынешнего года. Раньше из-за сравнительно невысокой загрузки летных училищ военные не использовали опцию «трансформера». Однако теперь в связи с увеличением в полтора раза летной программы, а также многократным ростом количества курсантов, способности Як-130 оказались как никогда востребованы.

Як-130 используется для основной и повышенной подготовки. Систему управления этого самолета можно перенастроить, чтобы учебный самолет по устойчивости и управляемости вел себя как тот или иной истребитель. В результате получается своего рода «трансформер» (только меняется не «железо», а тактико-технические характеристики). На нем можно имитировать полет на легком фронтовом истребителе вроде МиГ-29, а можно — почувствовать себя за штурвалом тяжелого Су-35. Одними из первых самолеты-«трансформеры» по полной программе стали использовать в Борисоглебске, в одном из филиалов Краснодарского военного авиационного института им. А.К. Серова. Там он частенько заменяет МиГ-29.


Як-130 стал первым созданным в современной России учебно-боевым самолетом. Он был призван прийти на смену устаревшим импортным машинам, прежде всего чехословацким L-39. Первый заказ на 12 Як-130 Минобороны разместило еще в 2005 году, а в 2011 году было заказано сразу 55 этих самолетов. Сейчас в ВКС уже свыше 90 Як-130, а в 2018 году их численность перевалит за 100 штук. На Як-130 летает недавно созданная пилотажная группа «Крылья Тавриды». Для нее специально заказаны 12 машин.

Военный эксперт Антон Лавров рассказал «Известиям», что с учетом специфики российских ВВС перенастраиваемый Як-130 крайне востребован.

— У нас сейчас на вооружении очень много типов самолетов, и каждый из них имеет свои особенности, — пояснил он. — Иметь их все в одном учебном центре проблематично, а опция перенастройки на Як-130 позволяет хотя бы отчасти решить эту проблему. Кроме того, Як-130 позволяет осуществлять подготовку пилотов для истребителей последних поколений. Это продвинутый самолет. Там современная кабина и органы управления. Старые машины для этого не годятся.

Антон Лавров добавил, что важным достоинством Як-130 является относительная дешевизна его эксплуатации.

— Чем легче самолет, тем меньше топлива он потребляет и требует меньше времени и сил для технического обслуживания, — отметил специалист. — С учетом резкого расширения программ подготовки и налета курсантов финансовая составляющая становится весьма существенной.

К достоинствам Як-130 относится и возможность отрабатывать применение почти всех видов авиационного вооружения, поскольку его боевая нагрузка достигает трех тонн. Самолет может нести управляемые ракеты «воздух-воздух», ракеты «воздух-поверхность», авиабомбы.



Читайте также:
Порты Украине "больше не нужны": Белоусов взялся за Одессу. Мостов нет, магазины пусты, на АЗС давка
23.12.2025 11:49
Больше недели русская авиация и ракетчики наносят сокрушительные удары по инфраструктуре Одесской области. Плотность прилётов удивляет даже бывалых военкоров.
Системная атака на военную машину России: Покушения на русских военных специалистов — стратегия медленного ослабления России
23.12.2025 08:29
x-true.info
В Москве взорван автомобиль генерал-лейтенанта Фанила Сарварова — начальника управления оперативной подготовки Генштаба ВС РФ. Это не случайный теракт, а часть системной стратегии Украины и Запада: удары по узким специалистам, а не по фронтовым командирам. Цель — медленное ослабление российской военной машины через эрозию профессионального ядра. Эксперты: война экспортируется в тыл, а «мирные
Выборы в Венгрии 2026: Орбан может уйти — конец «последнего моста» к России в Европе?
23.12.2025 02:53
x-true.info
Венгрия на пороге судьбоносных выборов-2026: Орбан против объединённой оппозиции. Шансы 50/50. ЕС давит финансами, блокируя 20 млрд евро. Если Орбан проиграет — Венгрия станет «кулаком Европы» против России. Суверенитет, традиционные ценности и мост к Москве под угрозой. Кризис ЕС нарастает: милитаризация, долги и распад. Кто победит — определит будущее Европы и отношений с Россией.
Европа дрогнула, США отвернулись: для Киева готовят жёсткий финал
23.12.2025 17:48
Украинский конфликт может завершиться уже в 2026 году, но на условиях, которые будут крайне невыгодны Киеву. Такой вывод делает обозреватель европейского издания Politico Джейми Деттмер.
Украинская верхушка готовит массовый побег: более 90% дипломатов не вернутся. СВР раскрыла планы чиновников Зеленского после краха режима
23.12.2025 17:44
x-true.info
Украинская элита готовит массовый побег: СВР раскрыла, как чиновники Зеленского выводят семьи и миллиарды за рубеж в ожидании краха режима. Коррупционные скандалы в «Энергоатоме» и офисе президента, отставки ключевых фигур, рост дезертирства в ВСУ и отказ 90% дипломатов возвращаться — всё указывает на приближающийся коллапс. Почему верхушка Киева уже ищет убежище на Западе?