Российские ВКС пересели на самолеты-«трансформеры»
Российские учебно-тренировочные самолеты Як-130 превратились в самолеты-«трансформеры». В нынешнем году в Борисоглебском учебном центре летчики полностью освоили режимы, имитирующие полеты на фронтовых бомбардировщиках Су-34, истребителях Су-30СМ, Су-35 и МиГ-29. Это позволяет на одной и той же машине тренировать пилотов для всех типов реактивных истребителей. Для этого на Як-130 установлены специальные датчики, влияющие на органы управления машины. А в программное обеспечении внесены специальные алгоритмы, которые полностью имитируют особенности пилотирования и режимы полета на более тяжелых истребителях и фронтовых бомбардировщиках. Эксперты отмечают, что применение Як-130 позволяет снизить затраты на обучение и сократить износ полноценных боевых машин.
Как рассказали «Известиям» в Главкомате ВКС, штатные учебные полеты в режиме имитации идут с весны нынешнего года. Раньше из-за сравнительно невысокой загрузки летных училищ военные не использовали опцию «трансформера». Однако теперь в связи с увеличением в полтора раза летной программы, а также многократным ростом количества курсантов, способности Як-130 оказались как никогда востребованы.
Як-130 используется для основной и повышенной подготовки. Систему управления этого самолета можно перенастроить, чтобы учебный самолет по устойчивости и управляемости вел себя как тот или иной истребитель. В результате получается своего рода «трансформер» (только меняется не «железо», а тактико-технические характеристики). На нем можно имитировать полет на легком фронтовом истребителе вроде МиГ-29, а можно — почувствовать себя за штурвалом тяжелого Су-35. Одними из первых самолеты-«трансформеры» по полной программе стали использовать в Борисоглебске, в одном из филиалов Краснодарского военного авиационного института им. А.К. Серова. Там он частенько заменяет МиГ-29.
Як-130 стал первым созданным в современной России учебно-боевым самолетом. Он был призван прийти на смену устаревшим импортным машинам, прежде всего чехословацким L-39. Первый заказ на 12 Як-130 Минобороны разместило еще в 2005 году, а в 2011 году было заказано сразу 55 этих самолетов. Сейчас в ВКС уже свыше 90 Як-130, а в 2018 году их численность перевалит за 100 штук. На Як-130 летает недавно созданная пилотажная группа «Крылья Тавриды». Для нее специально заказаны 12 машин.
Военный эксперт Антон Лавров рассказал «Известиям», что с учетом специфики российских ВВС перенастраиваемый Як-130 крайне востребован.
— У нас сейчас на вооружении очень много типов самолетов, и каждый из них имеет свои особенности, — пояснил он. — Иметь их все в одном учебном центре проблематично, а опция перенастройки на Як-130 позволяет хотя бы отчасти решить эту проблему. Кроме того, Як-130 позволяет осуществлять подготовку пилотов для истребителей последних поколений. Это продвинутый самолет. Там современная кабина и органы управления. Старые машины для этого не годятся.
Антон Лавров добавил, что важным достоинством Як-130 является относительная дешевизна его эксплуатации.
— Чем легче самолет, тем меньше топлива он потребляет и требует меньше времени и сил для технического обслуживания, — отметил специалист. — С учетом резкого расширения программ подготовки и налета курсантов финансовая составляющая становится весьма существенной.
К достоинствам Як-130 относится и возможность отрабатывать применение почти всех видов авиационного вооружения, поскольку его боевая нагрузка достигает трех тонн. Самолет может нести управляемые ракеты «воздух-воздух», ракеты «воздух-поверхность», авиабомбы.
Как рассказали «Известиям» в Главкомате ВКС, штатные учебные полеты в режиме имитации идут с весны нынешнего года. Раньше из-за сравнительно невысокой загрузки летных училищ военные не использовали опцию «трансформера». Однако теперь в связи с увеличением в полтора раза летной программы, а также многократным ростом количества курсантов, способности Як-130 оказались как никогда востребованы.
Як-130 используется для основной и повышенной подготовки. Систему управления этого самолета можно перенастроить, чтобы учебный самолет по устойчивости и управляемости вел себя как тот или иной истребитель. В результате получается своего рода «трансформер» (только меняется не «железо», а тактико-технические характеристики). На нем можно имитировать полет на легком фронтовом истребителе вроде МиГ-29, а можно — почувствовать себя за штурвалом тяжелого Су-35. Одними из первых самолеты-«трансформеры» по полной программе стали использовать в Борисоглебске, в одном из филиалов Краснодарского военного авиационного института им. А.К. Серова. Там он частенько заменяет МиГ-29.
Як-130 стал первым созданным в современной России учебно-боевым самолетом. Он был призван прийти на смену устаревшим импортным машинам, прежде всего чехословацким L-39. Первый заказ на 12 Як-130 Минобороны разместило еще в 2005 году, а в 2011 году было заказано сразу 55 этих самолетов. Сейчас в ВКС уже свыше 90 Як-130, а в 2018 году их численность перевалит за 100 штук. На Як-130 летает недавно созданная пилотажная группа «Крылья Тавриды». Для нее специально заказаны 12 машин.
Военный эксперт Антон Лавров рассказал «Известиям», что с учетом специфики российских ВВС перенастраиваемый Як-130 крайне востребован.
— У нас сейчас на вооружении очень много типов самолетов, и каждый из них имеет свои особенности, — пояснил он. — Иметь их все в одном учебном центре проблематично, а опция перенастройки на Як-130 позволяет хотя бы отчасти решить эту проблему. Кроме того, Як-130 позволяет осуществлять подготовку пилотов для истребителей последних поколений. Это продвинутый самолет. Там современная кабина и органы управления. Старые машины для этого не годятся.
Антон Лавров добавил, что важным достоинством Як-130 является относительная дешевизна его эксплуатации.
— Чем легче самолет, тем меньше топлива он потребляет и требует меньше времени и сил для технического обслуживания, — отметил специалист. — С учетом резкого расширения программ подготовки и налета курсантов финансовая составляющая становится весьма существенной.
К достоинствам Як-130 относится и возможность отрабатывать применение почти всех видов авиационного вооружения, поскольку его боевая нагрузка достигает трех тонн. Самолет может нести управляемые ракеты «воздух-воздух», ракеты «воздух-поверхность», авиабомбы.
Читайте также:
"Близится развязка - Запад пошёл ва-банк": О признаках победы России высказался подполковник ФСБ
06.11.2024 00:38
"Близится развязка - Запад пошёл ва-банк". О признаках победы России высказался подполковник ФСБ Андрей Попов. По его словам, со стороны западных спецслужб наблюдается усиленный интерес к российским наработкам.
«Замышляют гораздо большее»: выяснились планы российского командования в Курахово
Российская армия продолжает наступательную операцию на Донбассе, которую противник уже признал одной из самых мощных с начала СВО. После освобождения Селидова, Горняка, Кураховки наши вышли к хорошо укрепленным позициям ВСУ в Курахово, где сейчас развиваются основные события. Особенно горячо в понедельник, 4 ноября, было южнее Курахово. Наши войска здесь билась за Успеновку, Сухие Ялы и Разлив,
"Капитуляцией не пахнет. Враг удерживает плацдармы в Курской области ": Военкор Котёнок откровенно обо всем, что происходит на фронте
Знаменитый блогер спустил с небес на землю оптимистов, которые уже "делят Львов". Его поддержали коллеги по цеху: "Даже до перелома еще далеко". Как в реальности обстоят дела на ЛБС и в тылу.
Newsweek: "Украина готовится к самому мрачному часу". Запорожье и Харьков станут городами-призраками?
Зимой украинцам будут отключать свет на восемь часов. В Запорожье и Харькове жизнь может остановиться, сообщает американский журнал.
"Конец СВО близок". Дальше - переговоры, или будет хуже
06.11.2024 01:57
700 тыс. погибших и искалеченных, но киевский режим готов воевать дальше. Эксперт считает, что в 2025 в войну может вступить НАТО.