Регистрация

«Работа прямой наводкой»: как будет выглядеть новый штурмовик российских ВКС

08.11.2017  19:27
4 211
0


7 ноября 1974 года советские конструкторы собрали первый прототип будущего штурмовика Су-25, получившего прозвище «Грач». Боевая машина находится на вооружении ВВС с 1980 года и является единственным представителем штурмовой авиации. За период эксплуатации «Грач» продемонстрировал высокие боевые характеристики. Однако через 10—15 лет ресурс использования Су-25 подойдёт к концу, и сейчас специалисты обсуждают создание нового штурмовика на основе многоцелевого самолёта Су-34. О перспективных проектах замены «Грачей» — в материале RT.

Читайте также: Основатель ЧВК Blackwater: Русскому медведю нужно отдать всё, что захочет

Советский штурмовик Су-25 ОКБ Сухого создавался вопреки трудностям с финансированием проекта. 7 ноября 1974 года, в годовщину Великой Октябрьской революции, был собран планер (несущая конструкция — крыло, фюзеляж, оперение, капоты двигателей) прототипа будущего самолёта.


Первый полёт Су-25 состоялся 22 февраля 1975 года. Однако в машине было ещё много недостатков. Самолёт получился слишком тяжёлым при относительно небольшой боевой нагрузке. В 1980 году после необходимых доработок «Грач» успешно дебютировал в Афганистане и в следующем году был принят в состав ВВС СССР.
Боевой «Грач»

Су-25 участвовал примерно в 20 конфликтах в разных регионах мира. В новейшей истории России «Грач» применялся в операции в Таджикистане (1992—1995), в двух чеченских кампаниях (1994—1996, 1999—2000), в югоосетинском конфликте (2008). С сентября 2015 года штурмовики успешно выполняют боевые задачи в Сирии.

Су-25 предназначен для уничтожения широкого спектра наземных и морских целей. Считается, что штурмовики эффективнее фронтовых бомбардировщиков поражают колонны военной техники и скопления живой силы противника благодаря ракетному и мощному стрелково-пушечному вооружению.

К недостаткам штурмовиков относят невысокую скорость (около 700 км/ч), неповоротливость и заметность. Данный тип боевых самолётов в хорошую погоду достаточно легко обнаружить с земли. Как правило, штурмовики ведут бой на малой высоте и потому подвергаются обстрелу из пулемётов и зенитных установок.

Несмотря на неприхотливость в эксплуатации и выдающиеся боевые характеристики, Су-25 также не лишён определённых недостатков. Претензии к машине связаны с ограниченным радиусом боевого применения и необходимостью увеличения боевой нагрузки.

Полученный опыт позволил российским конструкторам усовершенствовать защитные свойства Су-25. На модернизированном штурмовике усилена броня критически важных узлов и элементов, а кабина пилота закрыта титановой бронёй АБВТ-20. Лётчик «Грача» надёжно защищён от попадания из стрелкового оружия и орудий калибра до 30 мм.

Из официальных данных Минобороны РФ следует, что Су-25 способен наносить удары на высотах от 30 до 5000 м. Максимальная боевая нагрузка штурмовика — 4,3 тонны, радиус боевого действия не превышает 700 км.

Арсенал Су-25 включает управляемые и неуправляемые ракеты, корректируемые и неуправляемые бомбы, 20-мм двуствольную пушку ГШ-30-2, противотанковый ракетный комплекс «Вихрь».

С конца сентября 2015 года эскадрилья Су-25СМ наряду с эскадрильей фронтовых бомбардировщиков Су-24М составляют костяк российской авиационной группировки в Сирии. Экипажи «Грачей» уничтожили около 65% бронетехники террористов.
Смена поколений

1 ноября 2017 года бывший главком российских ВКС, руководитель комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Бондарев призвал разработать новый штурмовик, который в плановом порядке заменит самолёт Су-25 «Грач».

«Штурмовик всегда будет нужен. Су-25 модернизировали до варианта СМ3, у него надёжнейший планер, огромный модернизационный и ремонтный потенциал. Думаю, он будет летать ещё лет 10—15. Естественно, со временем его надо будет менять, сегодня рассматриваются разные варианты», — сообщил Бондарев в интервью ТАСС.

Как считает генерал-полковник, перспективный штурмовик необходимо создать на базе многофункционального двухместного истребителя-бомбардировщика поколения 4++ Су-34. Бондарев предложил «сделать кабину для одного пилота», а двигатели Су-34 оставить без существенных изменений.

«Моё мнение таково, что новый штурмовик всё-таки нужно на базе Су-34 делать. Прекрасный самолёт: манёвренный, восемь тонн бомбовой нагрузки против четырёх у «двадцать пятого», прекраснейшие точностные характеристики», — отметил Бондарев.

Кроме того, как заявил Бондарев, через 10—15 лет «Грач» исчерпает модернизационный ресурс из-за подходящего к концу срока службы планера.

В феврале 2017 года глава Минпромторга РФ Денис Мантуров заявил о прекращении серийного производства Су-25. По его словам, заменой учебной версии самолёта станет учебно-боевая машина Як-130. При этом о планах по замене армейского штурмовика ничего не сообщалось.

В 2014 году Минобороны РФ анонсировало информацию о ходе опытно-конструкторских работ по созданию перспективного штурмовика на базе Су-25. Проект получил шифр «Шершень-ЭП» и был включён в Госпрограмму вооружений до 2020 года. Предполагалось, что «Шершень» получит более совершенные двигатели Р-195 и новое бортовое радиоэлектронное оборудование.

По информации источника ТАСС, опытно-конструкторские работы (ОКР) по созданию нового штурмовика будут производиться, как и заявил Бондарев, на базе Су-34. Работы могут стартовать в 2018 году.

Су-34 против «Шершня»

В комментарии RT заместитель директора Центра анализа, стратегий и технологий (ЦАСТ) Константин Макиенко предположил, что ОКР по штурмовику на замену Су-25 вошли в Госпрограмму вооружений до 2025 года, которая вскоре будет утверждена президентом РФ. Эксперт поддерживает решение разрабатывать штурмовик нового типа на платформе Су-34.

«Конструкторы Су-34 изначально предусмотрели в машине фактор огневого «воздействия» с земли, поэтому бомбардировщик достаточно хорошо защищён бронёй. Су-34 создавался на замену Су-24. Поэтому он уже неплохо оптимизирован под задачи, которые выполняет и штурмовик», — сказал Макиенко.

Эксперт полагает, что в процессе создания перспективного штурмовика потребуется ОКР, но каких-то принципиальных конструкторских решений принято не будет. Основная задача ОКБ им. Сухого будет заключаться в усилении бронезащиты. Макиенко прогнозирует, что прототип перспективного штурмовика удастся разработать в пределах 5—7 лет.

Главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский сообщил RT, что ВКС России действительно требуется плановая замена всех Су-24. По подсчётам Международного института стратегических исследований (IISS), в состав Вооружённых сил РФ входят 715 штурмовиков, а количество Су-34 превышает 160 единиц.

«Практика боевых действий демонстрирует необходимость обладать не только авиационными средствами высокоточного поражения. Опыт США, которые пытались отказаться от штурмовиков, свидетельствует о тупиковости такого пути. Американские штурмовики А-10 Thunderbolt по-прежнему используются в Ираке и Афганистане», — отметил Мураховский.

Однако эксперт скептически относится к инициативе разработать перспективный штурмовик на базе Су-34. По мнению Мураховского, самолёт может получиться неоправданно дорогим, а потому России имеет смысл либо найти более дешёвую платформу для модификации, либо продолжить ОКР по проекту «Шершень».

«Для штурмовика важно работать прямой наводкой и использовать неуправляемые боеприпасы. Су-34 — платформа более сложная и предназначена для применения прежде всего высокоточного оружия — корректируемых и управляемых ракет и бомб. С другой стороны, ОКР по штурмовику на базе Су-34 займёт не много времени», — пояснил Мураховский.
Уважаемые читатели! Подписывайтесь на нас в Твиттере, Вконтакте, Одноклассниках или Facebook.






Читайте также:
В Киеве – очень шумно. Борисполь принял удар, каких не было. Сгорели две колонны. Наши давят
30.09.2024 16:12
Ранее утро. Светает. Киев встречает день прилётами. Потому что Владимир Зеленский предпочёл войну до последнего украинца – ровно так, как требовали того его западные кураторы. В том числе, в ходе последнего визита в США.
"Она полетела. Всё уничтожит": О небывалой бомбардировке Киева: Многокилометровые столбы огня
01.10.2024 00:51
Небывалая бомбардировка Киева и области зафиксирована в ночь на 30 сентября. Подполье и военэксперты раскрыли новые подробности. Помимо одного из мощнейших налётов наших дронов, было что-то ещё.
Конденсатоотводчики: назначение, типы и особенности работы
01.10.2024 00:28
Конденсатоотводчики (или пароконденсатные устройства) — это специальные механизмы, предназначенные для отвода конденсата из систем пара или газа, обеспечивая их бесперебойную и эффективную работу.
"Весь мир в труху": Чем ответит Россия, если НАТО начнет интервенцию на Украине
30.09.2024 14:26
t.me
Даже если Россия будет продолжать СВО в духе "мы уже отвечаем", боевые действия затянутся на несколько лет. Потому что перемалывать вооружение, которое стремительно будет поступать на Украину придется очень долго.
Украина будет вынуждена пойти на болезненные уступки. Что известно
30.09.2024 23:32
Украине придется пойти на серьезные уступки на возможных переговорах из-за давления союзников, пишет País.