Регистрация

Оборона без границ: к чему приведёт введение «военного шенгена» в Европе

14.11.2017  01:25
617
0
Более 20 стран Евросоюза официально заявили о своей готовности присоединиться к плану Постоянного стратегического сотрудничества (PESCO). Предполагается, что в рамках данной инициативы будут приняты меры по более свободному перемещению военных грузов внутри ЕС. Соединённые Штаты также поддержали этот проект. О том, удастся ли Европе создать эффективную систему военной логистики и к каким последствиям это может привести, — в материале RT.

Большинство стран Евросоюза выразили готовность присоединиться к программе Постоянного стратегического сотрудничества в сфере безопасности и обороны (Permanent Structured cooperation — PESCO). Представители 23 государств — членов ЕС 13 ноября подписали обращение к Совету Евросоюза и главе европейской дипломатии Федерике Могерини. Присоединившиеся к документу страны согласились следовать нормам и требованиям новой структуры.

Как отметила Могерини, ещё год назад принятие подобного документа представлялось невозможным. «Это начало общей работы. 23 страны подписали уведомление, и оно остаётся открытым и для других стран, которые захотят присоединиться», — заявила она.

До конца 2017 года Совет Евросоюза должен принять окончательное решение по запуску стратегического сотрудничества между странами — участницами союза.

Напомним, 13 ноября в рамках заседания Совета Евросоюза по иностранным делам главы внешнеполитических ведомств стран — участниц ЕС обсудили ряд вопросов оборонной политики. Министры иностранных дел провели также отдельные консультации с главами оборонных ведомств ЕС. Программа PESCO стала одной из главных тем дискуссии.

В правовом отношении интеграционный проект PESCO опирается на 42-ю статью Лиссабонского договора от 2007 года, которая позволяет странам — участницам ЕС основывать оборонные структуры в рамках союза. Участие в PESCO возможно только на добровольной основе. В Брюсселе рассчитывают на то, что организация станет «краеугольным камнем для более устойчивой архитектуры европейской безопасности». Так, одной из мер станет упрощение процедуры перемещения военных грузов между государствами ЕС — так называемый военный шенген.

10 ноября Еврокомиссия и верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Федерика Могерини согласовали предварительные положения соглашения по PESCO.

Как заявила накануне комиссар по транспорту ЕС Виолетта Булц, Евросоюз располагает современной транспортной системой, и её следует задействовать не только в гражданских, но и в оборонных целях.

«Быстрое передвижение военного персонала и оборудования затруднено физическими, правовыми и нормативными барьерами. Это приводит к неэффективности государственных расходов, задержкам, сбоям и, как следствие, большей уязвимости», — отметила Булц.

Не исключено, что в целях PESCO в будущем может быть задействована трансъевропейская транспортная сеть — TEN-T. Инфраструктурный проект, обсуждение которого началось ещё в 2014-м, предполагает, что к 2050 году на территории Евросоюза будет создана новая транспортная система, включающая 94 порта, 38 аэропортов и порядка 15 тыс. км скоростных железных дорог.

Также PESCO будет связан с формирующимся в настоящее время Европейским оборонным фондом (European defense fund, EDF).

К марту 2018 года Еврокомиссия и глава европейской дипломатии и обороны должны будут представить более детальный план действий и конкретные предложения.

Разработкой «дорожной карты» займётся рабочая группа, сформированная при Европейском оборонном агентстве.

В интересах НАТО


Следует напомнить, что дискуссия об отмене пограничных барьеров в Европе для транзита военной техники и личного состава ведётся давно. Положения о «военном шенгене» содержатся, например, в бюллетене Центра европейской политической стратегии Еврокомиссии за 2015 год. Так как 22 из 28 стран — участниц ЕС являются также членами НАТО, европейская интеграционная инициатива дополнит сотрудничество по линии Североатлантического альянса.

США приветствуют идею формирования в Европе безбарьерного пространства для перемещения военных грузов. В частности, с инициативой создания «военного шенгена» в 2016 году выступил командующий сухопутными войсками США в Европе генерал Бен Ходжес. 3 октября 2017 года он вновь обратился к теме «военного шенгена».

«Альянс должен иметь возможность передвигаться так же быстро или ещё быстрее, чем Вооружённые силы России, если мы хотим, чтобы наш потенциал сдерживания был эффективным», — заявил командующий ВС США.

Идея «военного шенгена» находит активную поддержку и в прибалтийских государствах. Выступая в эфире RTL 19 октября 2017 года, накануне саммита глав ЕС, президент Литвы Даля Грибаускайте заявила о необходимости упростить бюрократические процедуры на границах стран — участниц ЕС «с учётом вызовов, поставленных учениями «Запад».

Напомним, российско-белорусские учения «Запад-2017» состоялись в сентябре 2017 года.

С аналогичным предложением в сентябре 2017 года выступил глава оборонного ведомства Литвы Раймундас Кароблис.

«Вместе со странами Бенилюкса, Финляндией и Эстонией мы предлагаем разработать в рамках постоянного структурированного сотрудничества военный шенгенский проект, который упростит передвижения войск по Европе», — заявил литовский министр на встрече глав оборонных ведомств стран ЕС.

Этот энтузиазм разделяют и в Таллине. По словам министра обороны Эстонии Юри Луйка, транзитные процедуры для военных НАТО в ЕС планируется унифицировать.

«Сейчас военные силы движутся крайне медленно, потому что страны очень по-разному относятся к тому, что войска других стран, в том числе союзников, проходят по их территории», — заявил Луйк.

Бюрократическая синекура


По мнению экспертов, сегодня переброска вооружений и техники в пределах ЕС занимает не менее пяти-семи дней: грузы подолгу простаивают на границах, пока оформляются необходимые документы.

«С сугубо технической точки зрения создание «военного шенгена» — разумная мера, — пояснил в интервью RT военный эксперт Виктор Литовкин. — Конечно, когда приходится перебрасывать вооружённые силы из одной области ЕС в другую, проверка грузов на границах занимает много времени, не говоря уже о погрузке и разгрузке. При таких временных потерях можно просто не успеть перебросить войска в срок».

Но в политическом отношении это станет крайне неразумным шагом, считает эксперт.

«Дело в том, что в с свете антироссийских заявлений эта мера выглядит как агрессия, шаг к развязыванию Третьей мировой войны, — отметил Литовкин. — Прежде чем принимать подобные меры, руководству НАТО и Евросоюза следовало бы задуматься о том, к каким последствиям они могут привести. Европейцы, таким образом, ставят себя на передовую в противостоянии с ядерной державой».

Впрочем, какого бы мнения ни придерживалось руководство ЕС, повлиять на ситуацию европейские страны уже не могут, как и отойти от заданного Вашингтоном курса.

«По сути, НАТО превратилось в ошейник на шее Европы, — пояснил Литовкин. — Европейцы хотели бы уйти от этой зависимости. Для этого, например, они инициируют создание Европейского оборонного союза. Но европейские страны давно не обладают полным суверенитетом — с тех пор, как они вошли в НАТО».

Следует отметить, что параллельно с «военным шенгеном» могут быть сформированы два дополнительных командных центра НАТО в структуре военного блока. Они будут отвечать за улучшение логистики альянса на европейском направлении. Об этих планах в октябре, со ссылкой на источники в НАТО, сообщила The Wall Street Journal.

Кроме того, в августе 2017 года депутаты Европарламента предложили создать Генеральный директорат — новое оборонное ведомство для координации действий стран — участниц ЕС и выработки единой оборонной стратегии.

По мнению директора Центра стратегической конъюнктуры Ивана Коновалова, целью подобных инициатив является в том числе создание новых бюрократических структур в составе ЕС.

«В своё время параллельно с НАТО существовал Западноевропейский союз, призванный решать вопросы обороны и безопасности. Союз должен был объединить европейские армии, но превратился в настоящую синекуру, в которой никто ничем толком не занимался. Сейчас речь идёт о повторении этого опыта», — отметил эксперт в интервью RT.

Кроме того, взаимоотношения между НАТО и новыми институтами вряд ли будут безоблачными, считает эксперт.

«Следует ожидать роста противоречий между этими европейскими структурами и НАТО. Если даже в США между различными силовыми ведомствами наблюдается серьёзная конкуренция, то в этом случае она просто неизбежна», — подытожил Коновалов.
Уважаемые читатели! Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен, чтобы первыми узнавать о главных новостях и важнейших событиях дня!

Комментарии (0)
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Войти с помощью:
Загрузка...
Читайте также:
Украинский генерал пошел против решения Порошенко: «Теперь Крым – легитимная территория России»
20.09.2018 11:31
nahnews.org
0
Если нынешние киевские власти все же разорвут Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве с Российской Федерацией, то это может легитимизировать выбор жителей Крымского полуострова, сделанный в 2014 году.
Асад выразил соболезнования Путину в связи с крушением Ил-20‍
20.09.2018 07:31
glavnoe24.ru
0
Президент Сирии Башар Асад направил президенту России Владимиру Путину телеграмму, в которой выразил соболезнования в связи с крушением Ил-20 в Средиземном море. Об этом сообщает сирийской правительственное агентство SANA.
В чем секрет точности "кремлевской винтовки"
20.09.2018 13:05
rg.ru
0
При создании снайперской винтовки Т-5000 для ФСО применяются самые дорогие и трудоемкие технологии. Но результат - непревзойденная точность и кучность, - оправдывает затраты
В Петербурге спустили на воду новейшую "Ладу"
Важно
20.09.2018 18:14
0
Новейшая дизель-электрическая подводная лодка "Кронштадт" спущена на воду в Санкт-Петербурге. Торжественная церемония прошла на заводе-производителе "Адмиралтейские верфи".
Биометрические проекты ЦБ коснутся каждого
20.09.2018 15:07
rueconomics.ru
0
Интерес Центробанка к расширению возможностей биометрической идентификации позволит рассчитывать, что эти удобные сервисы будут внедряться системно, с выгодой для всех. Так считает директор по экономической политике ВШЭ Юрий Симачев.