Регистрация

Распилить "Акулу". Почему Россия отказывается от самых крупных субмарин

24.01.2018  19:30
3 082
0


Один из главных символов холодной войны — атомные подводные лодки проекта 941 "Акула" — в ближайшее время могут разделать на металл. Его будет много — "акулы" внесены в Книгу рекордов Гиннеса как самые большие субмарины в мире. Источник РИА Новости в судостроительной отрасли сообщил, что до 2020 года утилизируют две субмарины — "Архангельск" и "Северсталь". Последняя из "акул", подводный крейсер "Дмитрий Донской" пока продолжит участвовать в испытаниях ракеты "Булава". Почему эти во многом выдающиеся корабли оказались не нужны флоту — в материале РИА Новости.


Слишком тяжелая ракета



При длине корпуса в 172 метра и ширине в 23 метра надводное водоизмещение "Акулы" — 23 тысячи тонн, подводное — 48 тысяч тонн. Мнения экспертов по поводу самой идеи строительства подводных кораблей с такими габаритами расходятся: одни считают это полным безумием, другие — осознанной необходимостью.

"Подводные лодки 941-го проекта выглядят монструозно и ужасно, сам корабль был дико дорогой, — рассказал РИА Новости замдиректора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко. — Поэтому даже могучий Советский Союз смог сделать всего шесть таких лодок, хотя изначально был замах ответить "акулами" на "Огайо", которых американцы построили почти двадцать штук. Но в этом не стоит винить корабелов — они лишь создавали платформу под ракетный комплекс. Какую ракету им дали, такую лодку они и построили".

Своим рождением проект 941 "Акула" обязан желанию советского руководства обзавестись морской твердотопливной баллистической ракетой. У таких ракет есть ряд преимуществ перед жидкостными — сокращенная предстартовая подготовка, высокая надежность, удобство хранения и обслуживания. Подстегивали и американцы, в 1970-х приступившие к разработке твердотопливных ракет Trident C-4 и Trident II D-5. Советским ответом США стал ракетный комплекс Д-19 "Тайфун" с твердотопливной ракетой Р-39 "Осетр", которую приняли на вооружение в 1983 году. "Осетр", весивший вместе с агрегатами амортизационной ракетно-стартовой системы 95 тонн, — самая тяжелая из всех ракет морского базирования. Она втрое тяжелее ракеты Trident C-4 и в полтора раза — Trident II D-5, хотя последняя превосходит Р-39 по весу забрасываемой полезной нагрузки и дальности. Главная причина "перегруза" — серьезное отставание СССР в области твердого ракетного топлива.

Для ракеты чудовищной массы потребовался носитель с особыми характеристиками. Подводную лодку проекта 941 "Акула" решили строить по катамаранной схеме — с двумя прочными корпусами внутри общего легкого. Суммарный объем балластных цистерн "Акулы" превышал 20 тысяч тонн. К слову, полное водоизмещение ее главного американского конкурента — ПЛАРБ "Огайо" — лишь 18 500 тонн, при этом "американец" несет 24 ракеты Trident II D-5 — против двадцати Р-39 у "Акулы".

Водовозы

Головную "Акулу" — ТК-208, которая прибыла на флот в декабре 1982 года, остряки сразу окрестили "водовозом". А вот военным финансистам было не до шуток. Расходы на содержание и ремонт одной лодки как минимум в два раза превышали стоимость эксплуатации находящихся на вооружении ракетоносцев проекта 667 БДР "Кальмар" и уже строящихся подлодок нового проекта 667 БДРМ "Дельфин". При этом "Дельфин" нес всего на четыре ракеты (жидкостные Р-29РМ) меньше, чем "Акула". А характеристики ракет по забрасываемой полезной нагрузке и дальности были почти одинаковыми.

Астрономические средства выкачивала и "акулья" инфраструктура. Тяжелые 90-тонные ракеты поставлялись в полностью собранном виде, и перевозить их можно было только по рельсам. В первой половине 1980-х в Мурманской области специально для "акул" построили железную дорогу Нял — Заозерск (Западная Лица) длиной более 40 километров. Сегодня эта ветка разобрана.

Запредельная масса Р-39 подкинула флотоводцам еще один ребус — ракету не мог поднять ни один из имеющихся у ВМФ кранов. Для перезарядки "акул" конструкторы спроектировали двухконсольный портальный кран грузоподъемностью 125 тонн. Один такой установили на ракетно-технической базе Беломорской ВМБ в Северодвинске, второй — в месте постоянного базирования "акул" в Западной Лице. Для транспортировки и погрузки ракет в шахты подлодок в начале 1980-х на воду было спущено специальное судно — ракетовоз-погрузчик "Александр Брыкин" с полным водоизмещением в 16 тысяч тонн.

Еще одно дорогостоящее сооружение, созданное под "Акулу", — построенный в 1980-м по заказу ВМФ СССР в Швеции плавучий док ПД-50. До сих пор он считается одним из самых больших в мире.

На пролом!


Есть мнение, что рекордные габариты "Акул" имели свои плюсы. В частности, при всплытии в высоких полярных широтах подлодка якобы могла не искать полынью, а взламывать лед мощным корпусом. На самом деле все несколько иначе. В 1990-м ракетоносец ТК-202 совершил более 10 попыток пробиться на поверхность через сплошной ледовый панцирь, и далеко не все были удачными. Как вспоминают участники экспериментального похода, всплытия проходили на грани фола, корабль стремительно расходовал запасы сжатого воздуха. А по возвращении на базу обнаружились многочисленные повреждения легкого корпуса, пластикового обтекателя гидроакустической станции, выдвижных устройств и забортной арматуры.

Первую и единственную ракетную стрельбу из района Северного полюса "Акула" произвела в 1995 году. О сложности задачи говорит тот факт, что всех членов экипажа "Северстали" наградили правительственными наградами, а старшему на борту — контр-адмиралу Владимиру Макееву — присвоили звание Героя России. Кстати, на этот раз "Акула" всплывала в полынье.

Газовозы и никелевозы

Всего с 1982-го северодвинские корабелы сдали флоту шесть подводных крейсеров проекта 941. До наших дней дожили лишь три: ТК-208 "Дмитрий Донской", ТК-20 "Северсталь" и ТК-17 "Архангельск". Ранее СМИ сообщали, что всех их могут "заточить" под новые твердотопливные ракеты Р-30 "Булава" — последние штатные "акульи" Р-39 были утилизированы в середине нулевых. Предлагались и альтернативные варианты применения "акул".

"У американцев есть опыт использования ПЛАРБ "Огайо" в качестве носителя крылатых ракет морского базирования. Я полагаю, что это можно было сделать и с 941-м проектом, — рассказал РИА Новости военный эксперт, капитан 1 ранга Константин Сивков. — Если в "Огайо" умещается 150 "Томагавков", то "Акула" сможет взять на борт около 250 крылатых ракет. Поэтому решение о списании подводных лодок 941 проекта я считаю ошибочным".

На первый взгляд, идея оснащения "акул" крылатыми ракетами выглядит заманчивой — пусковые установки монтируются в уже имеющиеся шахты, ставятся компактные системы управления. Но все меркнет перед затратами на восстановление и эксплуатацию "Северстали" и "Архангельска", которые, как считают эксперты, способны оказаться для флота критическими.

"Архангельск" и "Северсталь" можно было бы переоборудовать под крылатые ракеты, но полезность этого решения при его очень высокой стоимости не очевидна, — говорит Константин Макиенко, — у нас достаточно много платформ для крылатых ракет, которые намного дешевле и мобильней".

Самые умопомрачительные идеи модернизации "акул" озвучивались в 1990-х годах. Так, одну из лодок планировали переоборудовать для транспортировки никеля из Норильска в Мурманск. Помимо "Норникеля", готовность обзавестись собственным атомным флотом выражал "Газпром" — существовал проект модернизации лодок в подводные газовозы. Однако планы по "огражданиванию" самых больших боевых подлодок в мире так и не осуществились.


РИА Новости
Уважаемые читатели! Подписывайтесь на нас в Твиттере, Вконтакте, Одноклассниках или Facebook.






Читайте также:
ВСУ сдают "неважный" Угледар: Как это удалось русской армии и что будет дальше
30.09.2024 07:25
x-true.info
Военные эксперты в России, на Украине и на Западе активно обсуждают стремительно приближающееся падение Угледара.
Небывалая бомбардировка столицы - Киев горел "как никогда"
30.09.2024 11:30
В последнюю ночь сентября русская армия нанесла огромный удар по Киеву и области. Ряд источников сообщил, что это был один из мощнейших налётов.
Напряжение нарастает, но «карибский» пик всё ещё впереди
30.09.2024 01:01
В вашингтонском Белом доме прошла встреча президента и вице-президента США – Джо Байдена и Камалы Харрис, баллотирующейся от демократов на выборах 5 ноября, с «просроченным» главой киевского нацистского режима Владимиром Зеленским.
"Это будет начало конца": На второй день после выступления Путина - мировая реакция, точки над "и" от Кремля
29.09.2024 22:49
Инициатива президента России вызвала широкий резонанс во всём мире. Её сейчас активно обсуждают аналитики, эксперты, политические деятели.
На Западе раскрыли, как закончится конфликт на Украине. На что придется согласиться Киеву?
30.09.2024 10:27
t.me
Украине придется подписать договор о нейтралитете в сопровождении тех или иных международных гарантий безопасности и территориальной целостности.