Регистрация

Стратегический тупик

20.10.2010  20:29
1 829
0


"Это не начало и не конец. Это — начало конца", — так витиевато и по-своему элегантно заявил в свое время официальный представитель НАТО Джейми Ши. Было это в 1999 году, когда Североатлантический альянс проникся проблемой независимости Косова и борьбой с режимом Слободана Милошевича.

Кстати, в том же году была принята новая стратегическая концепция Альянса — вторая с момента распада СССР. Сейчас, когда НАТО разменял седьмой десяток существования, пришло время снова обновить фасад.

В ноябре текущего года главы 28 государств — стран-участниц НАТО намерены обсудить в Лиссабоне третью стратегическую концепцию блока, проект которой подготовила "группа мудрецов" под руководством экс-госсекретаря США Мадлен Олбрайт. На фоне вялотекущего глобального экономического кризиса, когда правительства стремятся оптимизировать бюджеты, в том числе и оборонные, абсолютно понятными можно считать вопросы о целесообразности дальнейшего существования НАТО. Особенно с учетом окончания холодной войны, что позволяет ставить под сомнение целесообразность существования блока, как его ни назови — хоть военным, хоть военно-политическим. И уж точно: не зазорно попытаться рассмотреть эффективность этого инструмента в системе координат "цена — качество".

Читайте также: Основатель ЧВК Blackwater: Русскому медведю нужно отдать всё, что захочет

Кризис, как это неоднократно звучало из уст некоторых политиков, — это шанс для проведения коренных реформ. Могут ли они коснуться и сферы обороны, в особенности коллективной? А если да, что под кого следует подладить: имеющиеся структуры под обстоятельства, или, наоборот, создать обстоятельства с целью оставить неизменными структуры? Похоже, что в Лиссабоне будет дискутироваться оба подхода. На днях генсек Альянса Андерс фог Расмуссен заявил, что намерен предложить оптимизацию управляющей структуры, сократив количество департаментов с 20 до 3. Сокращение — процесс болезненный, и вряд ли он пройдет так же гладко, как изгнание из отечественного Кабмина двух вице-премьеров.

Многие обладатели больших звезд на погонах не прочь вызвать призрак холодной войны. Та обстановка привычнее: есть враг за "железным занавесом", от него и надо защищать демократию. Причина существования НАТО в особых объяснениях не нуждалась — следовало защитить Европу от вероятного советского военного вторжения. США, вносившие в общую копилку больше всех, считали, что оправдывают затраты. Главное — не дать взрастить для себя мощного конкурента, который мог бы получиться, объединись западноевропейская техническая мощь с природными ресурсами СССР. Не исключено, именно поэтому на Рижском саммите Альянса в 2006 году американцы попытались навязать тезис об энергетическом оружии Кремля, ратуя за расширение положений статьи устава о коллективной обороне.


С изменением геополитической обстановки, особенно после того, как на мировой арене все четче начинал звучать голос набиравшей силу объединенной Европы, даже российско-грузинская кампания не смогла стать объединительным импульсом для НАТО. Если к этому добавить захлебнувшийся (не без активного участия европейцев) процесс расширения, отсутствие понимания общих целей и задач, то есть цемента, который консолидирует интерес к сохранению структуры, становится очевидным.

Вашингтон в свое время очень гордился консенсусным принципом принятия решений в блоке: мол, даже маленький Люксембург мог заблокировать любое из них. Но по мере того, как становились на ноги политические институты Европы, консолидировались ее интересы, играть на противоречиях с целью навязывания заокеанского видения путей развития Североатлантического альянса становилось труднее. Равно как и согласовывать интересы. Это неплохо продемонстрировала трансформация американской системы противоракетной обороны. Не говоря уже об усугубившихся проблемах единства "старой" и "новой" Европы, появившихся как следствие военной операции в Афганистане и Ираке.

Европа явно не заинтересована в развертывании новой холодной войны. Именно усилиями Старого Света была обеспечена сравнительно спокойная реакция Альянса на перекраивание Россией карты Грузии, доселе считавшейся фаворитом на расширение блока. А новая инициатива Парижа и Берлина по вовлечению Кремля в обсуждение концепции европейской безопасности вполне может стать прологом для углубления противоречий не только между "старой" и "новой" Европой, но и заокеанским "крылом" НАТО.

Уважаемые читатели! Подписывайтесь на нас в Твиттере, Вконтакте, Одноклассниках или Facebook.






Читайте также:
"Западный альянс переходит к новой фазе конфронтации с Россией": Пушков указал на девять важных сигналов
30.04.2024 07:45
x-true.info
Сенатор Алексей Пушков считает, что "Западный альянс переходит к новой фазе конфронтации с Россией". По мнению политика, после двух лет украинского кризиса "на Западе побеждает "партия войны". Пушков указал на девять важных сигналов, которые это подтверждают.
"Железные волки" НАТО рядом с Калининградом в ожидании победы России
30.04.2024 09:47
«Железный волк», наиболее боеспособное подразделение в составе литовской армии, передислоцировалось в район городка Руклу. Не для того, чтобы следить за порядком, ведь там собрался пестрый контингент из войск разных стран НАТО.
Что известно о возвращении генерала Суровикина в зону СВО
30.04.2024 17:39
Западные СМИ всё активнее друг за другом сообщают, ссылаясь на представителей местных властей и разведслужб, о надвигающемся масштабном летнем наступлении русской армии.
"Сильный ход". Россия отомстила за конфискацию активов. США оказались в безвыходном положении. Что будет дальше?
30.04.2024 08:24
x-true.info
Россия провернула хитрый трюк, в результате чего США окажутся в безвыходном положении, пишет пользователь Sohu. Речь об ответе Москвы на конфискацию ее замороженных активов Вашингтоном. Какова будет реакция Америки и что это все значит для Китая?
Новая Военная доктрина РБ: остужаем «горячие головы»
30.04.2024 15:41
www.belvpo.com
Чтобы избежать различных спекуляций и манипуляций, предлагаем рассмотреть основные нововведения, изложенные в документе. В частности, на первой странице документа говорится, что Беларусь готова защищать «общие интересы» своих военных союзников «с использованием всех средств, находящихся в распоряжении государства».