Рогозин поставлен следить, чтобы не разворовали 20 трлн рублей
Президент РФ назначил нового вице-премьера – куратора военно-промышленного комплекса
Ох, неспроста был брошен недавно на военно-промышленный комплекс Дмитрий Рогозин! Поначалу, правда, руководство страны направило его разбираться с ВПК «на общественных началах»: оставаясь полпредом России при НАТО и спецпредставителем президента РФ на переговорах с Альянсом по ПРО, Рогозин возглавил комиссию по обороне и оборонной промышленности в Общественном комитете сторонников президента РФ – т. н. «большом правительстве» Дмитрия Медведева. Но «общественная нагрузка» стремительно переросла во вполне официальное назначение. Да еще какое высокопоставленное: на исходе минувшей недели президент РФ назначил Рогозина вице-премьером правительства.
Такого взлета не ожидал даже сам Дмитрий Олегович. Источник в окружении Рогозина рассказал «Известиям», что это назначение стало для него неожиданностью: постпред при НАТО не ожидал, что ему доверят курировать военную промышленность, хотя и знал, что вскоре придется вернуться из Брюсселя в Москву. Рогозина прочили в министры обороны в новом кабинете министров Медведева, уверенность в чем придавало как раз то, что президент поручил ему курировать оборонку в своем «большом правительстве». Но глава государства решил иначе – и назначил 48-летнего Дмитрия Рогозина сразу вице-премьером.
«Хотел проинформировать всех, что я назначил вас заместителем председателя правительства РФ с тем, чтобы вы координировали деятельность по развитию оборонно-промышленного комплекса, занимались всеми вопросами развития оборонного комплекса, соответственно занимались нашими предприятиями, координировали вопросы размещения и исполнения государственных заказов на поставку военной техники и занимались всеми проблемами, которые связаны с координацией взаимоотношений по соответствующей проблематике», – сказал Медведев, вызвав Рогозина в минувшую пятницу в свою резиденцию «Горки». «Вы будете заниматься вопросами развития ВПК, нашими предприятиями, будете координировать вопросы размещения и, соответственно, исполнение государственных заказов на поставку военной техники, других видов техники, а также всеми вопросами, связанными с координацией отношений по соответствующей проблематике», – добавил Медведев.
«Считаю, что у вас есть достаточный опыт для того, чтобы руководить этим сложным участком, – продолжил президент. – Вы его приобрели в последние годы, когда работали моим постоянным представителем при Североатлантическом альянсе. Поэтому надеюсь, что наша оборонка, наш ВПК в вашем лице приобретет энергичного и современного менеджера. Это ей крайне необходимо, потому что она имеет и известные достоинства, но и очень большие проблемы, о которых, кстати, не так давно вы мне докладывали весьма подробно, представив соответствующий доклад».
«Благодарю вас за высокое доверие, – отвечал Рогозин. – Рассматриваю это назначение как признание той большой работы, которая была проведена авторским коллективом т. н. открытого правительства. В доклад по реформированию оборонно-промышленного комплекса вошли предложения российского директорского корпуса, трудовых коллективов, нашей военной науки. Это – общая работа, которая будет проведена.
Обещаю вести работу жестко, с тем, чтобы в установленные сроки воссоздать оборонку и железной рукой вырубать всякие поползновения на коррупцию, – клялся Рогозин. – Родина выделила большие деньги нашему оборонно-промышленному комплексу».
«Просто огромные деньги», – уточнил Медведев.
«И я обещаю, – продолжал Рогозин, – что каждый рубль, каждая копейка дойдут до адресата, дойдут до армии и флота в виде современной военной техники, вооружения, с тем, чтобы наши Вооруженные силы были одними из лучших в мире».
«Хорошо, так и нужно делать, – сказал Медведев. – Действительно очень важно, чтобы в этой сфере была справедливость как в отношении оборонных предприятий, так и в отношении заказчиков, с тем, чтобы наше министерство обороны, наши Вооруженные силы получали самую современную технику. А по рукам нужно бить, здесь вы правы. И соответствующие полномочия у вас будут».
Вот так российская оборонка обрела в лице Дмитрия Рогозина своего нового высокопоставленного начальника, наделенного «соответствующими полномочиями».
А руководителя с такими полномочиями российской оборонке сейчас как раз очень не хватает. Производители вооружений и военной техники (ВиВТ) чем дальше, тем все более становятся на ножах с министерством обороны – единственным, по сути, заказчиком своей продукции на внутреннем рынке, особенно если учесть, что гособоронзаказ по своим размерам уже достаточно давно переплюнул выручку, которую отечественный ВПК получает от продаж оружия на внешних рынках. На днях KM.RU уже рассказывал о конфликте между оборонщиками и Минобороны по поводу ценообразования на военную продукцию. Но это, можно сказать, лишь эпизод в затянувшейся войне между оборонкой и Минобороны.
Итог плачевен: в 2009 году гособоронзаказ, например, не был выполнен и наполовину. Сорван он был и в 2010-м. А в текущем году Минобороны и исполнители госзаказа сумели договориться о последних крупных контрактах лишь осенью, и то только после личного вмешательства премьера Владимира Путина.
Военно-промышленный комплекс – некогда предмет заслуженной гордости страны – поразила и такая язва современного российского капитализма, как коррупция. «К сожалению, за последние годы коррупция в сфере оборонно-промышленного комплекса стала абсолютно недопустимой. Только по официальным данным Главной военной прокуратуры, каждый пятый рубль, который направляется в гособоронзаказ, разворовывается», – признал в интервью «Голосу России» известный эксперт Игорь Коротченко (горячо, кстати, приветствующий назначение Рогозина куратором ВПК). Одна из главных проблем, связанных с коррупцией в военной отрасли, – это аффилированность госкомпаний с частным бизнесом, поясняет эксперт. «Премьер-министр Владимир Путин недавно поднимал эту же проблему применительно к электросетевому бизнесу, – рассказывает он. – Есть явная аффилированность: люди, которые возглавляют открытые электросетевые акционерные общества с контрольным пакетом государства, при этом являются учредителями целого ряда структур. Там и офшорные дела подтянулись моментально. В области оборонного комплекса такая вещь абсолютно недопустима. Я думаю, что те требования, которые Владимир Путин предъявил энергетикам, надо будет предъявлять и руководителям оборонно-промышленного комплекса».
Мы уже рассказывали, что многолетние либеральные «реформы» обернулись для отечественного ВПК сокращением В РАЗЫ количества оборонных заводов и КБ, монополизацией отрасли, потерей контроля над ней вследствие массовой приватизации (точнее, «прихватизации») предприятий советского ВПК, утратой целых научно-исследовательских школ, старением персонала. Словом, системным кризисом. Вот такое наследство вверено теперь новоиспеченному вице-премьеру.
Кстати, в заявлении Рогозина о том, что свое назначение он воспринял как неожиданность, скорее всего, все же присутствует доля лукавства. Еще месяц назад Дмитрий Олегович написал для тех же «Известий» большую статью об отечественной оборонке, которая свидетельствовала о том, что погрузился он в проблемы отрасли глубоко и, главное, имеет видение, как их решать.
Что же предлагает Дмитрий Рогозин? Как рассказал вышеупомянутый Игорь Коротченко в интервью «Коммерсанту», «резко возрастут статус и роль военно-промышленной комиссии в правительстве Российской Федерации как главного органа, который координирует деятельность оборонно-промышленного комплекса. Это первое. Второе: я думаю, что все-таки будут сосредоточены усилия на основных направлениях, которые необходимы для того, чтобы Российская армия получила новое вооружение. Непрофильные, тупиковые работы будут закрыты, свернуты, а финансирование пойдет именно по приоритетным направлениям, которые необходимы для нужд обороны страны. И самое главное: думаю, что будет создано агентство по передовым оборонным разработкам, аналог американского DARPA, которое сможет профинансировать ряд ключевых работ, носящих инновационный характер, и в принципе сделать конвертацию из военного сектора экономики в гражданский».
Назначение Рогозина в целом приветствовали (во всяком случае, на словах) и многие «генералы» российской оборонки. «Я считаю, что назначение Дмитрия Олеговича Рогозина на пост вице-премьера позволит нам продолжить те реформы в авиастроении, которые мы начали под руководством Сергея Борисовича Иванова. Дмитрий Олегович глубоко погружен в проблемы оборонно-промышленного комплекса, что будет способствовать успешной реализации государственной программы вооружения», – заявил «Голосу России» глава ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» Михаил Погосян.
«Мы рассчитываем, что это назначение должно пойти на пользу отечественному оборонно-промышленному комплексу», – сказал президент Лиги содействия оборонным предприятиям Александр Бриндиков, который считает, что Рогозин «достаточно адаптирован к проблемам оборонки». Правда, вице-президент Лиги содействия оборонным предприятиям Владимир Рубанов считает, что «проблема нашего оборонно-промышленного комплекса – не в личности, а в системном кризисе национальной обороны. Если Рогозин будет советоваться со специалистами, то, может быть, что-то и получится. А если он пришел и «все и так знает», то ничего не изменится. Наш ВПК находится в очень плачевном состоянии: мы теряем технологии, теряем кадры. Минобороны зажато определенными финансовыми рамками, ОПК также имеет свои финансовые рамки, и выгоды ни тот, ни другой друг в друге не видят», – рассказывает Рубинов.
«Оборонка и так порвана, – поделился своим мнением с «Коммерсантом» президент Академии геополитических проблем Леонид Ивашов. – Чтобы она функционировала, нужны комплексные реформы всей системы, а не закачка в ВПК еще больших денег. До тех пор, пока система ВПК не реформирована, деньги будут неэффективно тратиться, а зачастую и просто разворовываться».
А суммы на оборону отпускаются сейчас поистине астрономические. Как рассказывал сам Рогозин в своей статье, опубликованной «Известиями», «Государственная программа вооружения на 2011-2020 гг. предусматривает выделение более 20 трлн руб. на эти цели (закупку вооружений и военной техники. – Прим. KM.RU)».
Читайте также:
Белоусов отучает Зеленского врать: Русские сменили тактику. Киев получил беспрецедентный урок
Владимир Зеленский в интервью украинским СМИ заявил, что на Украине улучшают качество систем ПВО. Речь шла в первую очередь о защите энергетической сети. Но спустя несколько часов Киев получил беспрецедентный урок - русские сменили тактику и нанесли мощный удар по Киеву, Одессе и другим украинским городам, перегрузив систему ПВО настолько, что она стала бесполезной перед нашими ракетами и БПЛА, а
Байден разрешил бить вглубь России. Начнут с Курска? Алехин: "По сути – это объявление войны". Зеленский уехал в Польшу
Джо Байден дал санкцию на применение Украиной дальнобойных ракет ATACMS по территории по России, сообщает The New York Times со ссылкой на свой источник. Также о выходке уходящей администрации США пишет агентство Reuters: "Удары по Курску нужно ожидать в ближайшие дни".
"Потенциальная ядерная угроза для России": Роль установок Mk 41 VLS в Польше
17.11.2024 22:14
Эксперт Игорь Коротченко раскрыл роль установок вертикального запуска ракет Mk 41 VLS в Польше. По его словам, становится понятно, что это "потенциальная ядерная угроза для России".
Блеф века: обмануть Россию во второй раз не удалось
17.11.2024 12:09
В минувший четверг министр обороны США Ллойд Остин представил в конгрессе доклад об обновленной стратегии использования Соединенными Штатами ядерного оружия, который должен был стать финальным звеном хитрой многоходовки, направленной на лишение России своего самого мощного аргумента.
Суперпушки Ким Чен Ына уже в России: Состав с "Коксанами" едет на фронт
17.11.2024 17:00
Сотрудничество с Северной Кореей продолжает приносить России свои плоды. По западным оценкам, к сентябрю текущего года Пхеньян передал нам 13 тысяч контейнеров с боеприпасами, куда могли пометиться до шести миллионов 152-мм снарядов.