Европа и Россия вместе могли бы стать сверхдержавой
Европа и Россия вместе могли бы стать сверхдержавой, такой же сильной, как США и Китай. Мешают этому предрассудки.
В Германии разгорелись жаркие дебаты по поводу немецко-российских отношений. Россия с интересом наблюдает за этой дискуссией. Страна стремится к тесному сотрудничеству с Германией и Европой и верит в то, что Евросоюз не сможет преодолеть нынешний кризис без партнерства с Россией.
Россия часто рассматривается как отсталая страна, которая не является конкурентоспособной в глобальной экономике. Однако не измеряется ли конкурентоспособность страны еще и ее способностью успешно, долгосрочно и гармонично развиваться в условиях внешних вызовов? Не измеряется ли она ее величиной, самостоятельной внешней политикой и доступом к ресурсам? Независимый характер государства является приоритетом при таком взгляде – в противовес стремлениям в эпоху глобализации в ускоренном темпе убрать национальные государства, складывавшиеся в процессе истории.
Наш мир стремительно меняется. Геоэкономический мировой центр неудержимо смещается с Запада в Восточную и Южную Азию. Европа в военном и политическом плане не является больше независимой и выступает в качестве младшего партнера США. Если ЕС и Россия разойдутся в разные стороны, вернется биполярная конфронтация. Если этот сценарий станет реальностью, Россия и Европа могут оказаться на разных геополитических полюсах, что повлечет за собой тяжелые социальные и экономические последствия для обеих сторон.
Предотвратить такое развитие событий и объединить потенциалы обоих регионов способно новое измерение экономического и политического сотрудничества между ЕС и Россией. У нас имеется общий исторический опыт пережитых войн и схожие религиозно-культурные ценности. Уже сейчас нас связывают тесные экономические связи. Это очень ценно. Более тесный союз мог бы стабилизировать мировую систему и разрядить региональные конфликты.
Дважды у России и Европы был шанс установить такое стратегическое партнерство. В 90-е годы, в начале первого президентского срока Бориса Ельцина, Россия была абсолютно открыта для либерально-экономических перемен и готова полностью интегрироваться в западный мир. Но Запад оставил без внимания жизненно важные российские интересы. Вторая возможность появилась при президенте Владимире Путине. И она была упущена.
Отношения между Россией и ЕС в ходе первых двух президентских сроков Владимира Путина выстраивались в прагматическом ключе. Торговые и экономические контакты стали интенсивнее, однако в политике наблюдалось затишье. Как это уже было в 1999 году, когда во время войны в Югославии США своими попытками предотвратить реализацию всех проектов российско-европейского партнерства способствовали дестабилизации отношений. Контрпродуктивными оказались также американская инициатива создания европейской системы ПРО, поддержка агрессии Грузии в Южной Осетии, а также препятствие созданию по немецкой инициативе Комитета Россия-ЕС по вопросам внешней политики и политики безопасности.
Если Россия и Европа хотят сейчас сблизиться, им необходимо проявить силу воли при принятии политических решений, осознавая, что стратегическое партнерство пойдет на пользу обеих сторон. Если рассматривать этот вопрос рационально, наибольшее преимущество состоит в соединении ресурсов России и Европы. Эта возможность сегодня не используется. Учитывая свое географическое положение, Россия также готова способствовать развитию глобальной инфраструктуры и экономической интеграции между ЕС, Китаем и США.
При объединении экономических ресурсов России и Европы возникло бы огромное образование, простирающееся от Лиссабона до Владивостока, богатое сырьевыми ресурсами и передовой промышленностью. Россия могла бы поставлять в Европу энергоносители и приобретать готовую продукцию. Второй этап партнерства предполагал бы сотрудничество в авиакосмической и военной сферах. Страны ЕС демонстрируют все больший интерес к российской военной продукции. С 2005 года Европейское космическое агентство ESA и его российский партнер «Роскосмос» вместе осваивают космос. Большой потенциал наблюдается и в области культуры. Культурные и цивилизационные ценности России и Европы имеют общие христианские корни. Обе стороны могут помочь друг другу сохранить свои ценности и идентичность.
Подобный евразийский проект способствовал бы созданию «двойного континента». Россия уже в скором времени может столкнуться с вызовом легитимизации владения такой обширной и не всегда эффективно используемой территории. При таянии полярных льдов по всему миру сокращаются запасы пресной воды и сельскохозяйственные площади. За ресурсы земли будет вестись все большая борьба. Так, внешнее давление на Россию будет возрастать, а мир – попадать под угрозу.
К сожалению, продолжительная холодная война и две неудавшиеся попытки сближения породили недоверие в отношениях между Россией и Европой. Европа ждет от России эффективности в государственном управлении и системе юстиции. При этом забывается о том, сколько времени и сил потребовалось европейским странам для развития демократии. С присоединением к ЕС бывших стран-участниц Варшавского договора, возникло еще одно препятствие. Народы Российской Федерации без конца призываются к раскаянию за ошибки советского прошлого. Но для них 20 век был временем трагических событий, в котором страны потеряли лучшую часть своего населения. Европейцы сами участвовали в попытках разрушить страну, которую сейчас они с рвением наставника стараются поучать. У россиян это вызывает, мягко говоря, непонимание.
Европейская внешняя политика по отношению к России слишком сильно руководствуется идеологическими установками. Это, прежде всего, связано с влиянием американской политики. Европейцы в своей внешней политике традиционно были скорее прагматичны. Поэтому Европе нужно стать более независимой от США. ЕС должен действовать увереннее и не ограничиваться союзом с США. Особенно на Среднем и Ближнем Востоке для ЕС и США сотрудничество с Россией было бы благоприятным.
Пока что российско-европейское сближение – это только видение. Но руководства России и Европы не должны отказываться от этого пути. Потому что существует противоположный сценарий. Россия может еще сильнее повернуться к Востоку. Это может отрицательно сказаться на значении Европы. Внешняя политика Запада слишком сильно зависит от либеральных основ.
В Германии разгорелись жаркие дебаты по поводу немецко-российских отношений. Россия с интересом наблюдает за этой дискуссией. Страна стремится к тесному сотрудничеству с Германией и Европой и верит в то, что Евросоюз не сможет преодолеть нынешний кризис без партнерства с Россией.
Россия часто рассматривается как отсталая страна, которая не является конкурентоспособной в глобальной экономике. Однако не измеряется ли конкурентоспособность страны еще и ее способностью успешно, долгосрочно и гармонично развиваться в условиях внешних вызовов? Не измеряется ли она ее величиной, самостоятельной внешней политикой и доступом к ресурсам? Независимый характер государства является приоритетом при таком взгляде – в противовес стремлениям в эпоху глобализации в ускоренном темпе убрать национальные государства, складывавшиеся в процессе истории.
Наш мир стремительно меняется. Геоэкономический мировой центр неудержимо смещается с Запада в Восточную и Южную Азию. Европа в военном и политическом плане не является больше независимой и выступает в качестве младшего партнера США. Если ЕС и Россия разойдутся в разные стороны, вернется биполярная конфронтация. Если этот сценарий станет реальностью, Россия и Европа могут оказаться на разных геополитических полюсах, что повлечет за собой тяжелые социальные и экономические последствия для обеих сторон.
Предотвратить такое развитие событий и объединить потенциалы обоих регионов способно новое измерение экономического и политического сотрудничества между ЕС и Россией. У нас имеется общий исторический опыт пережитых войн и схожие религиозно-культурные ценности. Уже сейчас нас связывают тесные экономические связи. Это очень ценно. Более тесный союз мог бы стабилизировать мировую систему и разрядить региональные конфликты.
Дважды у России и Европы был шанс установить такое стратегическое партнерство. В 90-е годы, в начале первого президентского срока Бориса Ельцина, Россия была абсолютно открыта для либерально-экономических перемен и готова полностью интегрироваться в западный мир. Но Запад оставил без внимания жизненно важные российские интересы. Вторая возможность появилась при президенте Владимире Путине. И она была упущена.
Отношения между Россией и ЕС в ходе первых двух президентских сроков Владимира Путина выстраивались в прагматическом ключе. Торговые и экономические контакты стали интенсивнее, однако в политике наблюдалось затишье. Как это уже было в 1999 году, когда во время войны в Югославии США своими попытками предотвратить реализацию всех проектов российско-европейского партнерства способствовали дестабилизации отношений. Контрпродуктивными оказались также американская инициатива создания европейской системы ПРО, поддержка агрессии Грузии в Южной Осетии, а также препятствие созданию по немецкой инициативе Комитета Россия-ЕС по вопросам внешней политики и политики безопасности.
Если Россия и Европа хотят сейчас сблизиться, им необходимо проявить силу воли при принятии политических решений, осознавая, что стратегическое партнерство пойдет на пользу обеих сторон. Если рассматривать этот вопрос рационально, наибольшее преимущество состоит в соединении ресурсов России и Европы. Эта возможность сегодня не используется. Учитывая свое географическое положение, Россия также готова способствовать развитию глобальной инфраструктуры и экономической интеграции между ЕС, Китаем и США.
При объединении экономических ресурсов России и Европы возникло бы огромное образование, простирающееся от Лиссабона до Владивостока, богатое сырьевыми ресурсами и передовой промышленностью. Россия могла бы поставлять в Европу энергоносители и приобретать готовую продукцию. Второй этап партнерства предполагал бы сотрудничество в авиакосмической и военной сферах. Страны ЕС демонстрируют все больший интерес к российской военной продукции. С 2005 года Европейское космическое агентство ESA и его российский партнер «Роскосмос» вместе осваивают космос. Большой потенциал наблюдается и в области культуры. Культурные и цивилизационные ценности России и Европы имеют общие христианские корни. Обе стороны могут помочь друг другу сохранить свои ценности и идентичность.
Подобный евразийский проект способствовал бы созданию «двойного континента». Россия уже в скором времени может столкнуться с вызовом легитимизации владения такой обширной и не всегда эффективно используемой территории. При таянии полярных льдов по всему миру сокращаются запасы пресной воды и сельскохозяйственные площади. За ресурсы земли будет вестись все большая борьба. Так, внешнее давление на Россию будет возрастать, а мир – попадать под угрозу.
К сожалению, продолжительная холодная война и две неудавшиеся попытки сближения породили недоверие в отношениях между Россией и Европой. Европа ждет от России эффективности в государственном управлении и системе юстиции. При этом забывается о том, сколько времени и сил потребовалось европейским странам для развития демократии. С присоединением к ЕС бывших стран-участниц Варшавского договора, возникло еще одно препятствие. Народы Российской Федерации без конца призываются к раскаянию за ошибки советского прошлого. Но для них 20 век был временем трагических событий, в котором страны потеряли лучшую часть своего населения. Европейцы сами участвовали в попытках разрушить страну, которую сейчас они с рвением наставника стараются поучать. У россиян это вызывает, мягко говоря, непонимание.
Европейская внешняя политика по отношению к России слишком сильно руководствуется идеологическими установками. Это, прежде всего, связано с влиянием американской политики. Европейцы в своей внешней политике традиционно были скорее прагматичны. Поэтому Европе нужно стать более независимой от США. ЕС должен действовать увереннее и не ограничиваться союзом с США. Особенно на Среднем и Ближнем Востоке для ЕС и США сотрудничество с Россией было бы благоприятным.
Пока что российско-европейское сближение – это только видение. Но руководства России и Европы не должны отказываться от этого пути. Потому что существует противоположный сценарий. Россия может еще сильнее повернуться к Востоку. Это может отрицательно сказаться на значении Европы. Внешняя политика Запада слишком сильно зависит от либеральных основ.
Читайте также:
"Красные линии" Шойгу ослабили обращение Путина: Медведя продолжают тыкать палками под рёбра
Крупнейшие западные СМИ синхронно смягчили эффект от удара России по-днепропетровскому "Южмашу", подав событие так, как будто ничего экстраординарного не произошло. Отчасти тому виной предшествовавшая трёхлетняя практика при бывшем министре обороны России — всё время предупреждать о "красных линиях" и не обращать внимания на их нарушения. Россию привыкли не бояться, уверившись
Из ответа Запада на «Орешник» поймём, будет завтра Третья мировая или нет
С точки зрения удара по Южмашу, можно было говорить, что преследуется некая стратегическая цель, потому что все понимают, что такое Южмаш, что там действует какое-то производство. Но в данной ситуации Путин посылал сигнал не Украине, а Западу.
США настаивают на продолжении банкета. Чем их можно по-настоящему напугать
23.11.2024 16:16
Ход, конечно, рискованный, но не более, чем угрожать странам НАТО обстрелами гиперзвуковыми ракетами, способными нести ядерную боеголовку. Зато эффективность его, в плане ущемления интересов США, а не их старших и младших холопов, несомненна.
Путин образцово ответил на "2-3 ракеты" от Киева. "Орешником" не обойдётся
22.11.2024 22:02
"Орешником" не обойдётся. На фоне новых заявлений Владимира Путина сообщения о наличии у России "двух-трёх ракет" от Киева выглядят смехотворно.
Аллергия на «Орешник». Запад в растерянности, и это ещё слабо сказано
«Война на востоке вступает в решающую фазу, мы чувствуем, что приближается неизвестность. Конфликт приобретает драматические масштабы. Последние несколько десятков часов показали, что угроза серьёзна и реальна, когда речь идёт о глобальном конфликте».