Иран душат слишком медленно
Экономические санкции, которыми США и Европа грозят Ирану, могут не дать никакого эффекта. Меньше всего подобные ограничения влияют на закрытые авторитарные режимы, чьи главные торговые партнеры не присоединились к санкциям. Но главное — у Ирана есть время приспособиться.
США пытаются усилить давление на Иран и страны, покупающие у него нефть. В ночь на субботу Барак Обама одобрил новый пакет санкций (они должны вступить в силу после 28 июня): банки государств, которые в течение трех месяцев не объявят о сокращении закупок нефти у Ирана, будут изолированы от американской банковской системы.
Новые меры могут затронуть Китай, Индию, ЮАР, Южную Корею и Турцию. Последняя уже поспешила объявить о сокращении импорта иранской нефти на 10%. Исключены из списка Япония, заявившая о существенном сокращении закупок нефти у Ирана, и Евросоюз, вводящий эмбарго с 1 июля.
Против банков самого Ирана санкции уже действуют: в марте они были отключены от глобальной системы SWIFT (Сообщество всемирных межбанковских финансовых телекоммуникаций). Без кода SWIFT ни один международный перевод невозможен. Через систему ежедневно проходит около 18 млн платежных поручений. Это решение стало для SWIFT беспрецедентным, ранее таких мер сообщество не применяло.
История с Ираном заставила экономистов вновь вспомнить про дискуссию о том, есть ли от санкций какой-то реальный толк. Питер Ван Бергейк, профессор Института социальных исследований, специализирующийся на изучении санкций, подсчитал, что после 1990 года эффективность санкций выросла вдвое, но несмотря на это, что и сейчас достигают цели лишь 40% мер.
Почему санкции часто оказываются бессмысленными? Ван Бергейк для наглядности объясняет это на самых известных примерах:
1. Одной из самых нелепых санкций в мире стал запрет на посадку самолетов из Южной Африки в аэропортах Канады — так канадские политики протестовали против апартеида. Дело в том, что и до введения санкций южноафриканские самолеты в Канаду не летали. Были ли санкции эффективными? Ответ очевиден. Этот случай — одни из самых распространенных, когда санкции не работают: экономические связи между страной, против которой ограничения вводятся и страной, ограничения вводящей, слишком незначительны, чтобы оказать воздействие.
Эффективность санкций напрямую зависит от того, насколько велика доля двусторонней торговли в ВВП. Если 10% ВВП и более, — вероятность эффективности санкций — более 50%. Если меньше 2% ВВП, — с вероятностью 80% можно говорить о том, что толку от санкций не будет.
2. Еще одна распространенная ошибка — санкции согласовываются слишком долго. Страна, против которой они вводятся, успевает хорошо подготовиться — изменить структуру экономики, создать резервы и запасы. Две трети санкций, которые считаются успешными, достигают своей цели в первые три года.
3. Первые два условия были соблюдены, когда разрабатывались санкции против режима Саддама Хусейна в 1991 году: все решения были приняты всего за 4 дня, к договору присоединилась даже обычно сохраняющая нейтралитет Швейцария. Урон экономики от санкций оценивался в половину ВВП Ирака. Но эти ограничения, как и авиаудары, не привели к крушению режима Хусейна. Вывод: далеко не все режимы в принципе интересует сохранность экономических связей и состояние экономики, приоритет — сохранение собственной власти в любых условиях. Поэтому эффективность экономических санкций в два раза выше, когда они применяются против демократий, чем против авторитарных режимов.
Однако нельзя считать экономические санкции совсем бессмысленным инструментом, говорит Ван Бергейк.
Во-первых, значимость международной торговли в мире выросла: страны, которые три десятилетия назад были более или менее самостоятельными, сегодня могут пострадать от санкций гораздо сильнее.
Во-вторых, процесс введения санкций упорядочен и стал существенно быстрее.
В-третьих, мир стал гораздо более демократичным, чем это было во времена «холодной войны».
Нужно только повнимательнее присмотреться, какой именно вид экономических ограничений может сработать в каждой конкретной ситуации.
В случае с Ираном санкции подобраны удачно: страна зависит не только от экспорта нефти, но и от импорта продовольствия, и ограничения для банков ограничивает ввоз продуктов.
Иностранная торговля составляет чуть более 50% ВВП Ирана, так что успех санкций весьма вероятен, если к ним присоединяться все банки, обслуживающие торговый оборот.
Санкции против Ирана вводятся долго и постепенно. У Иран есть все шансы переориентироваться на других торговых партнеров. Что он и делает — Китай экспортирует все больше нефти из Ирана, замещая других покупателей. Индийские компании продолжают ввозить в страну продовольствие, часто — через другие юрисдикции. Присоединение к эмбарго китайских и индийских банков критически важно.
В Сирии, против которой введены санкции, внешняя торговля превышает 60% ВВП. Но основным партнером является Иран.
Иран — страна со своеобразной, но демократией. Махмуд Ахмадинеджад в любом случае не сможет стать президентом на выборах в июне 2013 года (как раз через год после введения основных санкций) — третий срок запрещен конституцией. Его сторонники потерпели поражение на парламентских выборах в начале марта. Но нет никаких оснований полагать, что следующий режим будет более дружественным для Запада или прекратит ядерную программу.
США пытаются усилить давление на Иран и страны, покупающие у него нефть. В ночь на субботу Барак Обама одобрил новый пакет санкций (они должны вступить в силу после 28 июня): банки государств, которые в течение трех месяцев не объявят о сокращении закупок нефти у Ирана, будут изолированы от американской банковской системы.
Новые меры могут затронуть Китай, Индию, ЮАР, Южную Корею и Турцию. Последняя уже поспешила объявить о сокращении импорта иранской нефти на 10%. Исключены из списка Япония, заявившая о существенном сокращении закупок нефти у Ирана, и Евросоюз, вводящий эмбарго с 1 июля.
Против банков самого Ирана санкции уже действуют: в марте они были отключены от глобальной системы SWIFT (Сообщество всемирных межбанковских финансовых телекоммуникаций). Без кода SWIFT ни один международный перевод невозможен. Через систему ежедневно проходит около 18 млн платежных поручений. Это решение стало для SWIFT беспрецедентным, ранее таких мер сообщество не применяло.
История с Ираном заставила экономистов вновь вспомнить про дискуссию о том, есть ли от санкций какой-то реальный толк. Питер Ван Бергейк, профессор Института социальных исследований, специализирующийся на изучении санкций, подсчитал, что после 1990 года эффективность санкций выросла вдвое, но несмотря на это, что и сейчас достигают цели лишь 40% мер.
Почему санкции часто оказываются бессмысленными? Ван Бергейк для наглядности объясняет это на самых известных примерах:
1. Одной из самых нелепых санкций в мире стал запрет на посадку самолетов из Южной Африки в аэропортах Канады — так канадские политики протестовали против апартеида. Дело в том, что и до введения санкций южноафриканские самолеты в Канаду не летали. Были ли санкции эффективными? Ответ очевиден. Этот случай — одни из самых распространенных, когда санкции не работают: экономические связи между страной, против которой ограничения вводятся и страной, ограничения вводящей, слишком незначительны, чтобы оказать воздействие.
Эффективность санкций напрямую зависит от того, насколько велика доля двусторонней торговли в ВВП. Если 10% ВВП и более, — вероятность эффективности санкций — более 50%. Если меньше 2% ВВП, — с вероятностью 80% можно говорить о том, что толку от санкций не будет.
2. Еще одна распространенная ошибка — санкции согласовываются слишком долго. Страна, против которой они вводятся, успевает хорошо подготовиться — изменить структуру экономики, создать резервы и запасы. Две трети санкций, которые считаются успешными, достигают своей цели в первые три года.
3. Первые два условия были соблюдены, когда разрабатывались санкции против режима Саддама Хусейна в 1991 году: все решения были приняты всего за 4 дня, к договору присоединилась даже обычно сохраняющая нейтралитет Швейцария. Урон экономики от санкций оценивался в половину ВВП Ирака. Но эти ограничения, как и авиаудары, не привели к крушению режима Хусейна. Вывод: далеко не все режимы в принципе интересует сохранность экономических связей и состояние экономики, приоритет — сохранение собственной власти в любых условиях. Поэтому эффективность экономических санкций в два раза выше, когда они применяются против демократий, чем против авторитарных режимов.
Однако нельзя считать экономические санкции совсем бессмысленным инструментом, говорит Ван Бергейк.
Во-первых, значимость международной торговли в мире выросла: страны, которые три десятилетия назад были более или менее самостоятельными, сегодня могут пострадать от санкций гораздо сильнее.
Во-вторых, процесс введения санкций упорядочен и стал существенно быстрее.
В-третьих, мир стал гораздо более демократичным, чем это было во времена «холодной войны».
Нужно только повнимательнее присмотреться, какой именно вид экономических ограничений может сработать в каждой конкретной ситуации.
В случае с Ираном санкции подобраны удачно: страна зависит не только от экспорта нефти, но и от импорта продовольствия, и ограничения для банков ограничивает ввоз продуктов.
Иностранная торговля составляет чуть более 50% ВВП Ирана, так что успех санкций весьма вероятен, если к ним присоединяться все банки, обслуживающие торговый оборот.
Санкции против Ирана вводятся долго и постепенно. У Иран есть все шансы переориентироваться на других торговых партнеров. Что он и делает — Китай экспортирует все больше нефти из Ирана, замещая других покупателей. Индийские компании продолжают ввозить в страну продовольствие, часто — через другие юрисдикции. Присоединение к эмбарго китайских и индийских банков критически важно.
В Сирии, против которой введены санкции, внешняя торговля превышает 60% ВВП. Но основным партнером является Иран.
Иран — страна со своеобразной, но демократией. Махмуд Ахмадинеджад в любом случае не сможет стать президентом на выборах в июне 2013 года (как раз через год после введения основных санкций) — третий срок запрещен конституцией. Его сторонники потерпели поражение на парламентских выборах в начале марта. Но нет никаких оснований полагать, что следующий режим будет более дружественным для Запада или прекратит ядерную программу.
Читайте также:
В Пентагоне всерьез обсуждают обмен ядерными ударами: «Мы хотим сделать это на приемлемых условиях»
В Вашингтоне считают возможным обмен ядерными ударами при определенных условиях. Такое мнение высказал представитель Стратегического командования американского министерства обороны, контр-адмирал Томас Бьюкенен.
Моделирование боевых действий – основа системы поддержки принятия решений
На протяжении всей истории войн в любом вооружённом противоборстве важным фактором было и остаётся соотношение между требуемым и располагаемым временем для принятия решения на ведение боевых действий. На современном этапе располагаемое время исчисляется минутами и стремится к нулю, а требуемое определяется многими факторами, в том числе автоматизацией процесса принятия решения. Поэтому сейчас во
Последнее межконтинентальное предупреждение: Россия ударила баллистической ракетой "Рубеж" без ядерных зарядов. Пока
21.11.2024 19:46
В среду, 20 ноября, украинские СМИ и Telegram-каналы принялись разгонять информацию о том, что Россия намерена нанести удар межконтинентальной ракетой комплекса РС-26 "Рубеж". Первоначально слух выглядел как очередная истерика "небратьев", пытающихся обратить на себя внимание НАТО.
В Курской области полегли наёмники из США, ФРГ, Эстонии и Польши. 200 легионеров не вернутся домой
21.11.2024 12:36
В Курской области за последние время погибли более двух сотен наёмников, приехавших "поохотиться на русских".
Байден начал горячую войну с Россией: Такер Карлсон предсказал близкую гибель США
Весьма пессимистичное предсказание США дал американский журналист Такер Карлсон. По его мнению, решение президента Джо Байдена разрешить ВСУ наносить удары ракетами ATACMS по России грозит близкой гибелью самим гражданам Соединённых Штатов.