Все не то и все не так
Командование ВВС Индии предъявило претензии к ходу работ по совместному российско-индийскому проекту истребителя пятого поколения FGFA (Fifth Generation Fighter Aircraft), создаваемому на базе Т-50 (ПАК ФА). Военные недовольны техническими характеристиками двигателей перспективного боевого самолета, параметрами его малозаметности, системами подвески вооружения, а также сроками реализации проекта. Российская сторона объявила, что большинство выявленных недостатков будет устранено в ближайшее время. Пока же Министерство обороны Индии решило сократить объем планируемой закупки FGFA с 220 до 135-145 единиц, а также отказаться от разработки двухместной учебно-боевой версии самолета.
О том, что индийские военные выразили недовольство проектом FGFA сообщило агентство Jane's со ссылкой на источники в ВВС Индии. Военные заявили, что в настоящее время технические характеристики турбореактивных двухконтурных двигателей с форсажной камерой АЛ-41Ф1 не соответствуют требованиям. Кроме того, были высказаны претензии к малозаметности перспективного боевого самолета, его бортовой радиолокационной станции с активной фазированной антенной решеткой Н036 «Белка» и системам подвески вооружения. Какие именно технические характеристики этих систем не удовлетворяют ВВС Индии, пока неизвестно.
Впервые командование ВВС Индии объявило о недовольстве проектом FGFA в мае 2014 года. Причиной стало увеличение стоимости программы разработки боевого самолета и затягивание сроков завершения проекта. Тогда же российская сторона заявила, что никаких серьезных трудностей нет, а все небольшие недочеты исправляются в самые короткие сроки. За прошедшие с тех пор почти четыре месяца к списку претензий индийских военных добавились обслуживание FGFA, безопасность пилотирования самолета, сокращение объемов участия в проекте индийской авиастроительной компании Hindustan Aeronautics Limited (HAL) и нежелание России делиться проектной документацией.
Более того, в индийском военном ведомстве заявили, что российская сторона отказалась раскрывать причины возгорания двигателя, произошедшего в середине июня 2014 года во время испытательного полета Т-50 в подмосковном Жуковском.
В целом же стоимость программы FGFA, изначально оценивавшаяся в 10,5-11 миллиардов долларов, с момента начала проекта в 2007 году возросла на один миллиард долларов. Сроки завершения разработки боевого самолета сдвинулись на один-два года, а доля участия Hindustan Aeronautics Limited снизилась с изначальных 25 до 13 процентов. Фактически, по новым условиям сотрудничества, индийское предприятие будет поставлять для истребителя только покрышки колес шасси, базовое навигационное оборудование, контейнеры лазерного целеуказания, индикаторы на лобовом стекле и системы охлаждения радиолокационной станции. Индийские военные опасаются дальнейшего сокращения доли HAL в проекте.
В августе 2012 года после ознакомления с ходом работ по проекту Т-50, самолета для ВВС России, Норман Анил Кумар Браун, командовавший тогда индийскими военно-воздушными силами, объявил, что Индия приступит к испытаниям первого прототипа FGFA в 2014 году. Позднее сроки перенеслись на 2015 год. По итогам испытаний военные сформируют список возможных доработок платформы, а в 2017 и 2019 годах получат второй и третий прототипы самолета соответственно. Принять истребитель на вооружение планировалось в 2020-2021 году. Теперь же индийские военные полагают, что в этих годах только начнется серийное производство FGFA на предприятии Hindustan Aeronautics Limited.
На момент подготовки материала комментарий «Рособоронэкспорта» о деталях сотрудничества Индии и России по проекту FGFA получить не удалось. Как отмечает Jane's со ссылкой на собственные источники, российская сторона уверила ВВС Индии в том, что серийный истребитель будет существенно отличаться от летных прототипов. В частности, на самолеты вместо АЛ-41Ф1 будут устанавливаться новые двигатели, разработка которых уже идет полным ходом. Нынешние же силовые установки используются только для проведения летных испытаний. Это же касается и радиолокационных станций с активной фазированной антенной решеткой — серийные образцы будут отличаться значительно улучшенными характеристиками.
В ноябре 2011 года Hindustan Aeronautics Limited обнародовала некоторые характеристики перспективного истребителя FGFA. Так, по данным индийской компании, длина самолета составит 22,6 метра, высота — 5,9 метра, а максимальная взлетная масса — 34 тонны. Самолет будет оснащен двумя турбореактивными двухконтурными двигателями с форсажной камерой и всеракурсным управлением вектором тяги с отклонением сопел при маневрировании до 15 градусов. В обычном режиме работы каждый из двигателей будет развивать тягу в 107 килоньютонов и 176 килоньютонов в режиме форсажа. FGFA сможет нести вооружение общей массой до 2,25 тонны во внутренних отсеках и до 5,75 тонны — на внешних точках подвески.
Финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по проекту FGFA осуществляется в равных долях. К настоящему времени Индия потратила на реализацию проекта 295 миллионов долларов из запланированных шести миллиардов. В ближайшие 20 лет Министерство обороны Индии планирует потратить на закупку и эксплуатацию новых FGFA по меньшей мере 35 миллиардов долларов. Особенностью совместного проекта является то, что помимо ВВС Индии боевые самолеты будут экспортироваться в третьи страны. Это означает снижение доли участия HAL в разработке FGFA, значит, Индия будет получать и меньший доход от поставок истребителей за рубеж.
Между тем, задержки в ходе разработки проекта FGFA и его удорожание могут говорить о трудностях, с которыми столкнулась российская компания «Сухой» при создании самолета Т-50 для ВВС России. В целом программа российского боевого самолета продвигается довольно успешно (в летных испытаниях принимают участие пять прототипов, в мае 2014 года начались проверки Т-50 с вооружением), однако есть ряд косвенных свидетельств того, что «Сухой» периодически сталкивается с серьезными трудностями. На это, в частности, указывает перенос сроков принятия Т-50 на вооружение с 2015 на 2017 год. Серийное производство самолета теперь планируется начать не раньше 2016 года.
Нет ясности и с так называемой силовой установкой второго этапа для Т-50. В настоящее время прототипы истребителя выполняют полеты при помощи двигателей АЛ-41Ф1 («Изделие 117»), в значительной степени унифицированных с силовыми установками АЛ-41Ф1С («Изделие 117С») для Су-35С. АЛ-41Ф1 будут ставиться и на первые серийные Т-50. Позднее, если все пойдет по плану, истребители получат собственные двигатели пятого поколения, известные сегодня как «Тип 30». По этим силовым установкам работы находятся в начальной стадии — в 2013 году планировалось только завершить техническое проектирование двигателей и выпустить техническую документацию демонстратора технологий.
Как ожидается, опытно-конструкторские работы по проекту «Тип 30» будут завершены в 2016 году. Однако следует учитывать, что новизна силовых установок и их техническая сложность потребуют проведения тщательных стендовых и летных испытаний, что опять же может сказаться на общих сроках разработки Т-50. По разным оценкам, силовые установки второго этапа российские истребители Т-50 получат только в 2025-2027 годах. В проект двигателей «Тип 30» входит несколько этапов: разработка компрессора низкого давления, газогенератора, компрессора высокого давления, камеры сгорания, турбины высокого давления, турбины низкого давления, форсажной камеры и сопла.
Пока проекты FGFA и ПАК ФА еще далеки от завершения, но очевидно, что «Сухому» следует уделить большее внимание их реализации и появляющимся недоработкам. Дело в том, что Россия в последние несколько лет медленно утрачивает лидирующие позиции на рынке вооружений Индии, хотя эта страна по-прежнему остается крупнейшим покупателем российской продукции военного назначения. В 2011-2012 годах Россия проиграла подряд четыре индийских тендера (на поставку самолетов-заправщиков, ударных и тяжелых транспортных вертолетов и легких многофункциональных истребителей), упустив таким образом возможность продать военной техники на сумму в 13,5-15 миллиардов долларов.
Еще в мае 2014 года некоторые индийские политики выражали сомнения в целесообразности продолжения участия Индии в проекте FGFA. В ближайшее время правительство Индии может подписать контракт на поставку 126 французских истребителей Rafale. Кроме того, индийское Министерство обороны располагает действующим предложением США об участии в разработке и закупке перспективных истребителей F-35 Lightning II. Наконец, Организация оборонных исследований и разработок Индии намерена уже к 2018 году завершить разработку собственного истребителя пятого поколения AMCA. Вкупе все эти факторы без активных действий со стороны России могут похоронить проект FGFA.
О том, что индийские военные выразили недовольство проектом FGFA сообщило агентство Jane's со ссылкой на источники в ВВС Индии. Военные заявили, что в настоящее время технические характеристики турбореактивных двухконтурных двигателей с форсажной камерой АЛ-41Ф1 не соответствуют требованиям. Кроме того, были высказаны претензии к малозаметности перспективного боевого самолета, его бортовой радиолокационной станции с активной фазированной антенной решеткой Н036 «Белка» и системам подвески вооружения. Какие именно технические характеристики этих систем не удовлетворяют ВВС Индии, пока неизвестно.
Впервые командование ВВС Индии объявило о недовольстве проектом FGFA в мае 2014 года. Причиной стало увеличение стоимости программы разработки боевого самолета и затягивание сроков завершения проекта. Тогда же российская сторона заявила, что никаких серьезных трудностей нет, а все небольшие недочеты исправляются в самые короткие сроки. За прошедшие с тех пор почти четыре месяца к списку претензий индийских военных добавились обслуживание FGFA, безопасность пилотирования самолета, сокращение объемов участия в проекте индийской авиастроительной компании Hindustan Aeronautics Limited (HAL) и нежелание России делиться проектной документацией.
Более того, в индийском военном ведомстве заявили, что российская сторона отказалась раскрывать причины возгорания двигателя, произошедшего в середине июня 2014 года во время испытательного полета Т-50 в подмосковном Жуковском.
В целом же стоимость программы FGFA, изначально оценивавшаяся в 10,5-11 миллиардов долларов, с момента начала проекта в 2007 году возросла на один миллиард долларов. Сроки завершения разработки боевого самолета сдвинулись на один-два года, а доля участия Hindustan Aeronautics Limited снизилась с изначальных 25 до 13 процентов. Фактически, по новым условиям сотрудничества, индийское предприятие будет поставлять для истребителя только покрышки колес шасси, базовое навигационное оборудование, контейнеры лазерного целеуказания, индикаторы на лобовом стекле и системы охлаждения радиолокационной станции. Индийские военные опасаются дальнейшего сокращения доли HAL в проекте.
В августе 2012 года после ознакомления с ходом работ по проекту Т-50, самолета для ВВС России, Норман Анил Кумар Браун, командовавший тогда индийскими военно-воздушными силами, объявил, что Индия приступит к испытаниям первого прототипа FGFA в 2014 году. Позднее сроки перенеслись на 2015 год. По итогам испытаний военные сформируют список возможных доработок платформы, а в 2017 и 2019 годах получат второй и третий прототипы самолета соответственно. Принять истребитель на вооружение планировалось в 2020-2021 году. Теперь же индийские военные полагают, что в этих годах только начнется серийное производство FGFA на предприятии Hindustan Aeronautics Limited.
На момент подготовки материала комментарий «Рособоронэкспорта» о деталях сотрудничества Индии и России по проекту FGFA получить не удалось. Как отмечает Jane's со ссылкой на собственные источники, российская сторона уверила ВВС Индии в том, что серийный истребитель будет существенно отличаться от летных прототипов. В частности, на самолеты вместо АЛ-41Ф1 будут устанавливаться новые двигатели, разработка которых уже идет полным ходом. Нынешние же силовые установки используются только для проведения летных испытаний. Это же касается и радиолокационных станций с активной фазированной антенной решеткой — серийные образцы будут отличаться значительно улучшенными характеристиками.
В ноябре 2011 года Hindustan Aeronautics Limited обнародовала некоторые характеристики перспективного истребителя FGFA. Так, по данным индийской компании, длина самолета составит 22,6 метра, высота — 5,9 метра, а максимальная взлетная масса — 34 тонны. Самолет будет оснащен двумя турбореактивными двухконтурными двигателями с форсажной камерой и всеракурсным управлением вектором тяги с отклонением сопел при маневрировании до 15 градусов. В обычном режиме работы каждый из двигателей будет развивать тягу в 107 килоньютонов и 176 килоньютонов в режиме форсажа. FGFA сможет нести вооружение общей массой до 2,25 тонны во внутренних отсеках и до 5,75 тонны — на внешних точках подвески.
Финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по проекту FGFA осуществляется в равных долях. К настоящему времени Индия потратила на реализацию проекта 295 миллионов долларов из запланированных шести миллиардов. В ближайшие 20 лет Министерство обороны Индии планирует потратить на закупку и эксплуатацию новых FGFA по меньшей мере 35 миллиардов долларов. Особенностью совместного проекта является то, что помимо ВВС Индии боевые самолеты будут экспортироваться в третьи страны. Это означает снижение доли участия HAL в разработке FGFA, значит, Индия будет получать и меньший доход от поставок истребителей за рубеж.
Между тем, задержки в ходе разработки проекта FGFA и его удорожание могут говорить о трудностях, с которыми столкнулась российская компания «Сухой» при создании самолета Т-50 для ВВС России. В целом программа российского боевого самолета продвигается довольно успешно (в летных испытаниях принимают участие пять прототипов, в мае 2014 года начались проверки Т-50 с вооружением), однако есть ряд косвенных свидетельств того, что «Сухой» периодически сталкивается с серьезными трудностями. На это, в частности, указывает перенос сроков принятия Т-50 на вооружение с 2015 на 2017 год. Серийное производство самолета теперь планируется начать не раньше 2016 года.
Нет ясности и с так называемой силовой установкой второго этапа для Т-50. В настоящее время прототипы истребителя выполняют полеты при помощи двигателей АЛ-41Ф1 («Изделие 117»), в значительной степени унифицированных с силовыми установками АЛ-41Ф1С («Изделие 117С») для Су-35С. АЛ-41Ф1 будут ставиться и на первые серийные Т-50. Позднее, если все пойдет по плану, истребители получат собственные двигатели пятого поколения, известные сегодня как «Тип 30». По этим силовым установкам работы находятся в начальной стадии — в 2013 году планировалось только завершить техническое проектирование двигателей и выпустить техническую документацию демонстратора технологий.
Как ожидается, опытно-конструкторские работы по проекту «Тип 30» будут завершены в 2016 году. Однако следует учитывать, что новизна силовых установок и их техническая сложность потребуют проведения тщательных стендовых и летных испытаний, что опять же может сказаться на общих сроках разработки Т-50. По разным оценкам, силовые установки второго этапа российские истребители Т-50 получат только в 2025-2027 годах. В проект двигателей «Тип 30» входит несколько этапов: разработка компрессора низкого давления, газогенератора, компрессора высокого давления, камеры сгорания, турбины высокого давления, турбины низкого давления, форсажной камеры и сопла.
Пока проекты FGFA и ПАК ФА еще далеки от завершения, но очевидно, что «Сухому» следует уделить большее внимание их реализации и появляющимся недоработкам. Дело в том, что Россия в последние несколько лет медленно утрачивает лидирующие позиции на рынке вооружений Индии, хотя эта страна по-прежнему остается крупнейшим покупателем российской продукции военного назначения. В 2011-2012 годах Россия проиграла подряд четыре индийских тендера (на поставку самолетов-заправщиков, ударных и тяжелых транспортных вертолетов и легких многофункциональных истребителей), упустив таким образом возможность продать военной техники на сумму в 13,5-15 миллиардов долларов.
Еще в мае 2014 года некоторые индийские политики выражали сомнения в целесообразности продолжения участия Индии в проекте FGFA. В ближайшее время правительство Индии может подписать контракт на поставку 126 французских истребителей Rafale. Кроме того, индийское Министерство обороны располагает действующим предложением США об участии в разработке и закупке перспективных истребителей F-35 Lightning II. Наконец, Организация оборонных исследований и разработок Индии намерена уже к 2018 году завершить разработку собственного истребителя пятого поколения AMCA. Вкупе все эти факторы без активных действий со стороны России могут похоронить проект FGFA.
Читайте также:
Зачем Трамп хочет «проглотить» Канаду, Гренландию и Панаму
27.12.2024 23:28
Избранный президент США Дональд Фредович Трамп в последнее время сделал ряд заявлений, которые заставляют задуматься.
"За несколько недель". НАТО готовится потопить весь Черноморский флот
28.12.2024 12:25
В Североатлантическом альянсе планируют создать флот безэкипажных катеров. Официальная цель — "защита подводной инфраструктуры на Балтике и в Средиземноморье".
На Западе раскрыли, как Трамп помогает России неожиданным образом
Обвинения в адрес России не имеют под собой никаких рациональных оснований: у Москвы совершенно нет причин для нападения на европейские страны. Трамп же, как заметил ученый, напрямую претендует на территорию европейского государства — Дании.
Американцы готовят Киев к ядерной провокации
Украинские специалисты прошли подготовку в США для осуществления направленных против России ядерных провокаций. Так, в специализированных американских изданиях, таких как журнал «Defense one», появились публикации о прибытии в ноябре делегаций ВСУ и СБУ (по 10 человек) в национальную лабораторию Айдахо (США). Цель визита – прохождение курса по ядерной криминалистике. Украинских специалистов
Идем на Днепропетровск! Чем это грозит бандеровцам
28.12.2024 19:30
Украинская «телега» уверена, что совсем скоро ВС РФ войдут в Днепропетровскую область и начнут стремительно захватывать на ее территории населенные пункты, которые неудобно оборонять.