Узбекистан возвращается в российскую орбиту?
Узбекистан больше не должен России 890 миллионов долларов. Этот долг, за вычетом 25 миллионов, списан по итогам встречи Владимира Путина и Ислама Каримова. Отсутствие задолженности должно стать стимулом для развития взаимовыгодных отношений между странами. Укрепление партнерских отношений особенно важно в свете нестабильной ситуации на мировом рынке.
Мир, дружба, деньги
Президент России Владимир Путин побывал в среду в Ташкенте (проездом в Индию), чтобы встретиться с лидером Узбекистана Исламом Каримовым. Как заявил по итогам сам Путин, прием был гостеприимным, а сама встреча прошла в очень дружественной обстановке. По итогам визита было достигнуто много договоренностей. Но главная из них – это решение о списании с Узбекистана многомиллионного государственного долга. «Размер общей задолженности составляет 890 миллионов долларов, из которых 500 миллионов – тело основного долга. Из этого тела узбекская сторона нам погашает 25 миллионов. Все остальное идет на облегчение государственного долга Узбекистана», – сказал подписавший соответствующее соглашение министр финансов России Антон Силуанов. «Как и подобает добрым друзьям и хорошим партнёрам, мы нашли все взаимоприемлемые развязки, и эта страница перевёрнута», – высказался на этот счет Владимир Путин.
Кроме того, министр финансов Узбекистана Рустам Азимов и заместитель председателя российского правительства Дмитрий Козак подписали соглашение между Россией и Узбекистаном об основных направлениях развития и углубления экономического сотрудничества на 2015–2019 годы.
Еще одной темой для обсуждения между Путиным и Каримовым стала ситуация в Афганистане. «Особую актуальность приобретает взаимодействие наших государств в обеспечении мира и стабильности в Центральной Азии. Мы не можем не разделять озабоченностей президента Узбекистана по поводу событий в Афганистане, – сказал по этому поводу Владимир Путин. – Отмечаем, что налажен эффективный механизм межведомственных консультаций высокого уровня по этой проблематике. В рамках этих консультаций приоритетное внимание уделяется проблематике борьбы с террористической угрозой, незаконным оборотом наркотиков».
Президенты обсудили планы по увеличению поставок сельхозпродукции на российский рынок. Поговорили о научно-техническом сотрудничестве, об обмене в области культуры, спорта, туризма, об охране окружающей среды. Затронули вопросы развития промышленности, в частности, энергетического машиностроения, расширения кооперации в энергетике. Взаимодействие во всех этих сферах должно усилиться благодаря списанию основной части узбекского долга.
Советское прошлое
История долговых обязательств Узбекистана перед Россией насчитывает более 15 лет. Переговоры, которые вела российская сторона, были безуспешными: Ташкент не признавал, что долг государственный, а соответственно, платить по счетам отказывался.
«В начале 90-х годов, когда у нас происходила трансформация экономики от плановой к рыночной, осуществлялись поставки российских товаров в Узбекистан. В России в это время менялась форма собственности. Были государственные предприятия, которые поменяли эту форму самым различным образом. И задолженность за поставки, которые формально осуществлялись государственными предприятиями, Узбекистан в 1998 году перестал признавать как государственный долг», – рассказал газете ВЗГЛЯД главный редактор журнала «Проблемы национальной стратегии», эксперт Российского института стратегических исследований Аждар Куртов.
«Узбекистан – страна упертая. Каримов считал, что они правы, тем более перед ним был пример поведения России в отношении других стран-должников. Мы прощали куда большие суммы: Афганистану – более 11 млрд долларов, столько же списали Монголии, 4,7 млрд простили Алжиру, 12 млрд – Ираку, то есть тем режимам, которые в свое время получали вспомоществование от СССР. Естественно, у политической элиты Узбекистана был такой подход: мы же ближе, чем какие-то монголы, и раз они прощают такие деньги им, то чем мы хуже?» – говорит Куртов.
Эксперт считает, что списание долга – это нехороший симптом. «Поскольку евразийская интеграция – это приоритет внешней политики России, то сохранение этого приоритета и демонстрация того, что у нас в этом направлении что-то получается, выливается в то, что мы возвращаемся к советской практике. Ради демонстрации хороших отношений с бывшими союзными республиками мы начинаем брать на себя огромные расходы, которыми являются и недополученные долги», – отмечает Куртов.
Примером подобной политики эксперт считает договоренности с Арменией, которая с 1 января входит в состав Таможенного союза. «За много месяцев до этого мы договорились с Арменией о том, что ей будут предоставлены те преференции, которые имеют только члены ТС. Не будучи членом Таможенного союза, Армения получает газ по ценам существенно ниже, чем все остальные страны, не входящие в ТС. Вот вам жертва из российского бюджета».
Чем нам дорог Узбекистан
Между Узбекистаном и Россией существует неплохой товарооборот. В прошлом году он достиг четырех миллиардов долларов. С начала 2014 года он увеличился на 8 процентов и составил более 3 миллиардов по итогам сентября.
«Основа нашего товарооборота – это машиностроение, продукцию которого Россия закупает у Узбекистана, – отмечает Аждар Куртов. – Половина продукции, которую выпускает автомобильный завод GM Uzbekistan в Ферганской долине, отправляется в Россию. В этом смысле торговые позиции у нас неплохие, и есть возможности для расширения товарооборота».
«Российский бизнес в Узбекистане тоже работает, – добавляет Куртов. – ЛУКОЙЛ осваивает нефтегазовые месторождения».
А вот на углубление сотрудничества в сельскохозяйственной сфере пока рассчитывать не стоит. «В Узбекистане много чего не купишь. У них свои проблемы: с нехваткой земель сельхозназначения, с отсутствием нормальных перерабатывающих мощностей», – отмечает Куртов.
Сотрудничество в гуманитарной сфере, о котором также разговаривали президенты, продвигается сейчас очень сложно. «Это ведь авторитарный режим, и он стремится оградить свое население от чуждых влияний, – поясняет Куртов. – В понимании узбекской власти в России сейчас рассвет либерализма. Поэтому филиалы российских вузов в Узбекистане – это исключительно технические вузы. Никаких гуманитариев не допускают к преподаванию».
Российский бизнес в Узбекистане тоже сталкивается с рядом проблем. «Их модели работы связаны с жестким протекционизмом со стороны государства, – отмечает эксперт. – Чинят всяческие препятствия российским компаниям, не дают распоряжаться прибылью, вывозить ее, ставят административные препоны. Крупные фирмы еще как-то справляются с этим. А более мелкие спотыкаются, и сотрудничество в этой сфере у нас не развивается», – говорит Куртов.
По итогам встречи Путина и Каримова была также достигнута договоренность о консультациях на тему возможного подписания договора между Узбекистаном и Евразийским экономическим союзом о зоне свободной торговли. Аждар Куртов сомневается, что Каримов пойдет на подписание всех условий, которые предполагает это взаимодействие. «Узбекистан сохраняет модель, унаследованную от Советского Союза. Он категорически против вхождения в ЕАЭС, например, потому что у них протекционизм. Они оградили своего национального производителя очень высокими таможенными пошлинами».
«В конце 90-х Узбекистан построил в Ферганской долине автомобильный завод. И установил 30-процентную заградительную пошлину для российских автомобилей. В итоге вся сеть, которая обслуживала российские автомобили «Лада», была искусственно разорена. Все ради того, чтобы поддерживался национальный производитель», – напоминает Куртов.
Говоря о пользе сотрудничества, Куртов отмечает, что пока Узбекистан находится в куда большем выигрыше, нежели Россия. А дружественные заявления Каримова – не более чем очередная хитрость. «Недавно на саммите Ислама Каримова прорвало: он начал ругать Порошенко. Почему, мол, президент Украины не счел нужным встретиться со странами СНГ. Вроде бы это пророссийская позиция. Но это же всего лишь слова. На Востоке любят делать хитрые демонстративные жесты», – говорит эксперт.
Ислам Каримов будет пытаться использовать встречу с Владимиром Путиным в свою пользу, уверен Аждар Куртов. Достигнутые договоренности, особенно по поводу списания долга, помогут увеличить лояльность электората перед грядущими парламентскими выборами. «Поэтому визит Путина и прошел в это время. Нужно было продемонстрировать, что есть поддержка такой страны, как Россия. Нужно было показать своему населению, какой Узбекистан хороший, как он умеет ладить со всеми и как он умудрился обвести такую великую страну, как Россия, вокруг пальца».
Восток – дело тонкое
Политика Узбекистана в отношении России носит поистине восточный характер, что делает эту страну не самым надежным союзником, уверен Куртов.
«Узбекистан был членом ОДКБ. Договор о коллективной безопасности был подписан в 1992 году именно в Ташкенте. Но спустя некоторое время Узбекистан демонстративно вышел из этого договора. Причем как! Он сообщил об этом на юбилейной сессии Североатлантического альянса. То есть это был прямой плевок в сторону России, – напоминает эксперт. – Узбекистан одно время был членом ЕврАзЭС. Потом, опять же, демонстративно из него вышел. В ОДКБ он вернулся после 1999 года, а потом вновь потребовал приостановить свое членство. Является ли такая политика примером того, что эту страну можно назвать стратегическим партнером России?»
Однако какую бы хитрую политику ни вел Каримов, самостоятельно он не может решить проблемы, которых в Узбекистане очень много. «Рождаемость растет, а рабочих мест государство создать не может. Отсюда рост недовольства, который пока что сдерживается полицейскими методами, – напоминает эксперт. – Угрозы для Узбекистана как были, так и есть. Это угроза исламизации, угроза, исходящая из Афганистана, а также другие угрозы регионального характера, например, споры из-за водных ресурсов с Киргизией и Таджикистаном».
Мир, дружба, деньги
Президент России Владимир Путин побывал в среду в Ташкенте (проездом в Индию), чтобы встретиться с лидером Узбекистана Исламом Каримовым. Как заявил по итогам сам Путин, прием был гостеприимным, а сама встреча прошла в очень дружественной обстановке. По итогам визита было достигнуто много договоренностей. Но главная из них – это решение о списании с Узбекистана многомиллионного государственного долга. «Размер общей задолженности составляет 890 миллионов долларов, из которых 500 миллионов – тело основного долга. Из этого тела узбекская сторона нам погашает 25 миллионов. Все остальное идет на облегчение государственного долга Узбекистана», – сказал подписавший соответствующее соглашение министр финансов России Антон Силуанов. «Как и подобает добрым друзьям и хорошим партнёрам, мы нашли все взаимоприемлемые развязки, и эта страница перевёрнута», – высказался на этот счет Владимир Путин.
Кроме того, министр финансов Узбекистана Рустам Азимов и заместитель председателя российского правительства Дмитрий Козак подписали соглашение между Россией и Узбекистаном об основных направлениях развития и углубления экономического сотрудничества на 2015–2019 годы.
Еще одной темой для обсуждения между Путиным и Каримовым стала ситуация в Афганистане. «Особую актуальность приобретает взаимодействие наших государств в обеспечении мира и стабильности в Центральной Азии. Мы не можем не разделять озабоченностей президента Узбекистана по поводу событий в Афганистане, – сказал по этому поводу Владимир Путин. – Отмечаем, что налажен эффективный механизм межведомственных консультаций высокого уровня по этой проблематике. В рамках этих консультаций приоритетное внимание уделяется проблематике борьбы с террористической угрозой, незаконным оборотом наркотиков».
Президенты обсудили планы по увеличению поставок сельхозпродукции на российский рынок. Поговорили о научно-техническом сотрудничестве, об обмене в области культуры, спорта, туризма, об охране окружающей среды. Затронули вопросы развития промышленности, в частности, энергетического машиностроения, расширения кооперации в энергетике. Взаимодействие во всех этих сферах должно усилиться благодаря списанию основной части узбекского долга.
Советское прошлое
История долговых обязательств Узбекистана перед Россией насчитывает более 15 лет. Переговоры, которые вела российская сторона, были безуспешными: Ташкент не признавал, что долг государственный, а соответственно, платить по счетам отказывался.
«В начале 90-х годов, когда у нас происходила трансформация экономики от плановой к рыночной, осуществлялись поставки российских товаров в Узбекистан. В России в это время менялась форма собственности. Были государственные предприятия, которые поменяли эту форму самым различным образом. И задолженность за поставки, которые формально осуществлялись государственными предприятиями, Узбекистан в 1998 году перестал признавать как государственный долг», – рассказал газете ВЗГЛЯД главный редактор журнала «Проблемы национальной стратегии», эксперт Российского института стратегических исследований Аждар Куртов.
«Узбекистан – страна упертая. Каримов считал, что они правы, тем более перед ним был пример поведения России в отношении других стран-должников. Мы прощали куда большие суммы: Афганистану – более 11 млрд долларов, столько же списали Монголии, 4,7 млрд простили Алжиру, 12 млрд – Ираку, то есть тем режимам, которые в свое время получали вспомоществование от СССР. Естественно, у политической элиты Узбекистана был такой подход: мы же ближе, чем какие-то монголы, и раз они прощают такие деньги им, то чем мы хуже?» – говорит Куртов.
Эксперт считает, что списание долга – это нехороший симптом. «Поскольку евразийская интеграция – это приоритет внешней политики России, то сохранение этого приоритета и демонстрация того, что у нас в этом направлении что-то получается, выливается в то, что мы возвращаемся к советской практике. Ради демонстрации хороших отношений с бывшими союзными республиками мы начинаем брать на себя огромные расходы, которыми являются и недополученные долги», – отмечает Куртов.
Примером подобной политики эксперт считает договоренности с Арменией, которая с 1 января входит в состав Таможенного союза. «За много месяцев до этого мы договорились с Арменией о том, что ей будут предоставлены те преференции, которые имеют только члены ТС. Не будучи членом Таможенного союза, Армения получает газ по ценам существенно ниже, чем все остальные страны, не входящие в ТС. Вот вам жертва из российского бюджета».
Чем нам дорог Узбекистан
Между Узбекистаном и Россией существует неплохой товарооборот. В прошлом году он достиг четырех миллиардов долларов. С начала 2014 года он увеличился на 8 процентов и составил более 3 миллиардов по итогам сентября.
«Основа нашего товарооборота – это машиностроение, продукцию которого Россия закупает у Узбекистана, – отмечает Аждар Куртов. – Половина продукции, которую выпускает автомобильный завод GM Uzbekistan в Ферганской долине, отправляется в Россию. В этом смысле торговые позиции у нас неплохие, и есть возможности для расширения товарооборота».
«Российский бизнес в Узбекистане тоже работает, – добавляет Куртов. – ЛУКОЙЛ осваивает нефтегазовые месторождения».
А вот на углубление сотрудничества в сельскохозяйственной сфере пока рассчитывать не стоит. «В Узбекистане много чего не купишь. У них свои проблемы: с нехваткой земель сельхозназначения, с отсутствием нормальных перерабатывающих мощностей», – отмечает Куртов.
Сотрудничество в гуманитарной сфере, о котором также разговаривали президенты, продвигается сейчас очень сложно. «Это ведь авторитарный режим, и он стремится оградить свое население от чуждых влияний, – поясняет Куртов. – В понимании узбекской власти в России сейчас рассвет либерализма. Поэтому филиалы российских вузов в Узбекистане – это исключительно технические вузы. Никаких гуманитариев не допускают к преподаванию».
Российский бизнес в Узбекистане тоже сталкивается с рядом проблем. «Их модели работы связаны с жестким протекционизмом со стороны государства, – отмечает эксперт. – Чинят всяческие препятствия российским компаниям, не дают распоряжаться прибылью, вывозить ее, ставят административные препоны. Крупные фирмы еще как-то справляются с этим. А более мелкие спотыкаются, и сотрудничество в этой сфере у нас не развивается», – говорит Куртов.
По итогам встречи Путина и Каримова была также достигнута договоренность о консультациях на тему возможного подписания договора между Узбекистаном и Евразийским экономическим союзом о зоне свободной торговли. Аждар Куртов сомневается, что Каримов пойдет на подписание всех условий, которые предполагает это взаимодействие. «Узбекистан сохраняет модель, унаследованную от Советского Союза. Он категорически против вхождения в ЕАЭС, например, потому что у них протекционизм. Они оградили своего национального производителя очень высокими таможенными пошлинами».
«В конце 90-х Узбекистан построил в Ферганской долине автомобильный завод. И установил 30-процентную заградительную пошлину для российских автомобилей. В итоге вся сеть, которая обслуживала российские автомобили «Лада», была искусственно разорена. Все ради того, чтобы поддерживался национальный производитель», – напоминает Куртов.
Говоря о пользе сотрудничества, Куртов отмечает, что пока Узбекистан находится в куда большем выигрыше, нежели Россия. А дружественные заявления Каримова – не более чем очередная хитрость. «Недавно на саммите Ислама Каримова прорвало: он начал ругать Порошенко. Почему, мол, президент Украины не счел нужным встретиться со странами СНГ. Вроде бы это пророссийская позиция. Но это же всего лишь слова. На Востоке любят делать хитрые демонстративные жесты», – говорит эксперт.
Ислам Каримов будет пытаться использовать встречу с Владимиром Путиным в свою пользу, уверен Аждар Куртов. Достигнутые договоренности, особенно по поводу списания долга, помогут увеличить лояльность электората перед грядущими парламентскими выборами. «Поэтому визит Путина и прошел в это время. Нужно было продемонстрировать, что есть поддержка такой страны, как Россия. Нужно было показать своему населению, какой Узбекистан хороший, как он умеет ладить со всеми и как он умудрился обвести такую великую страну, как Россия, вокруг пальца».
Восток – дело тонкое
Политика Узбекистана в отношении России носит поистине восточный характер, что делает эту страну не самым надежным союзником, уверен Куртов.
«Узбекистан был членом ОДКБ. Договор о коллективной безопасности был подписан в 1992 году именно в Ташкенте. Но спустя некоторое время Узбекистан демонстративно вышел из этого договора. Причем как! Он сообщил об этом на юбилейной сессии Североатлантического альянса. То есть это был прямой плевок в сторону России, – напоминает эксперт. – Узбекистан одно время был членом ЕврАзЭС. Потом, опять же, демонстративно из него вышел. В ОДКБ он вернулся после 1999 года, а потом вновь потребовал приостановить свое членство. Является ли такая политика примером того, что эту страну можно назвать стратегическим партнером России?»
Однако какую бы хитрую политику ни вел Каримов, самостоятельно он не может решить проблемы, которых в Узбекистане очень много. «Рождаемость растет, а рабочих мест государство создать не может. Отсюда рост недовольства, который пока что сдерживается полицейскими методами, – напоминает эксперт. – Угрозы для Узбекистана как были, так и есть. Это угроза исламизации, угроза, исходящая из Афганистана, а также другие угрозы регионального характера, например, споры из-за водных ресурсов с Киргизией и Таджикистаном».
Читайте также:
«В 2025 году мир утонет в крови». По Сети расползается сообщение от имени The Economist
По русскоязычным Telegram-каналам стало расползаться пугающее сообщение от имени британского журнала The Economist.
На Украине уже почти запустили собственную баллистическую программу. Без денег, рабочей силы и компонентов
Украина хочет войти в число избранных стран, способных производить баллистические ракеты, пишет WSJ. Официальные лица страны объявляют о запуске ракетной программы. Однако для реализации грандиозных планов у Киева нет практически ничего.
Названо имя кандидата на пост посла России в США
Послом России в США может стать директор департамента Северной Америки МИД РФ, бывший посол в Канаде Александр Дарчиев.
Киев намек не понял: Куда полетит "Орешник" в ответ на обстрел Курска ATACMS
25.11.2024 13:40
Украина продолжила использование ракет ATACMS. Куда в следующий раз ударит "Орешник"? Военные эксперты предлагают цель – американская база в Польше.
Снос опорников ВСУ ядерным оружием – критический сценарий: Придётся заплатить высокую цену
24.11.2024 18:44
Снос опорников ВСУ ядерным оружием – критический сценарий развития конфликта на Украине на фоне ударов по России дальнобойными снарядами НАТО оценил Андрей Пинчук. Он предупредил: придётся заплатить слишком высокую цену.