Регистрация

Шойгу продлил полет «Белого лебедя»

30.05.2015  00:45
1 605
0


Недавнее заявление Шойгу о необходимости возобновления производства стратегических ракетоносцев Ту-160 вызвало в обществе неоднозначную реакцию. Одни радовались, что этих необыкновенно красивых машин в нашей армии станет больше. Другие хмурились, прикидывая, насколько это решение замедлит производство ПАК ДА (Перспективный авиационный комплекс дальней авиации). Стратеги НАТО рефлекторно поежились, а те, кому по должности положено, заныли о нехватке теплых туалетов.

Читайте также: Основатель ЧВК Blackwater: Русскому медведю нужно отдать всё, что захочет

Однако министр обороны заявление сделал, значит, строить будут. В этом сомневаться не приходится. Осталось только разобраться, как сочетается строительство дополнительных «Белых лебедей» с разработкой и выпуском перспективного комплекса дальней авиации. Ту-160, конечно, не атомный подводный крейсер, но тоже товар штучный. Всего на данный момент у нас таких 16 штук. И все именные. Последний вставший в строй ракетоносец носит имя Виталия Копылова, под руководством которого Казанское авиационное производственное объединение (КАПО) освоило серийное производство этих машин.


Стоят такие ракетоносцы очень недешево, что вызывает законные вопросы у всех, кто ждет появления в нашей армии ПАК ДА. Однако главком ВВС Виктор Бондарев считает, что других вариантов, кроме как параллельного наращивания парка Ту-160 и разработки нового перспективного ракетоносца, быть не может.

В перспективе министерство обороны планирует заказать еще не менее 50 Ту-160 и модернизировать все имеющиеся. Но, чтобы понять причины этого заказа, стоит сначала разобраться, что из себя представляет Перспективный авиационный комплекс дальней авиации (ПАК ДА), который в теории должен заменить стоящие сейчас на вооружении самолеты дальней авиации.

Самолет будущего

Работы над перспективным стратегом начались еще в 2009 году. Выбор Минобороны вполне ожидаемо пал на конструкторское бюро Туполева, с которым был заключен контракт на проведение НИОКР по теме ПАК ДА. Эскизный проект был закончен уже в 2012, а к 2014 году Михаил Погосян заявил об успешном завершении работ над проектом.

Несмотря на всеобщие ожидания и высказывания Рогозина, гиперзвукового бомбардировщика проектировать не стали. Самолет получился исключительно дозвуковым. При выборе между скоростью и пониженной радиолокационной заметностью победила малозаметность. Самолет выполнен по схеме «летающее крыло» и отличается формой корпуса, способствующей рассеиванию лучей локаторов.

Нельзя не признать, что такой подход логичен для ракетоносца. Времена свободнопадающих бомб постепенно уходят в прошлое, самолет становится платформой для запуска ракет, а потому ему совершенно необязательно пролетать прямиком над целью. Достаточно выйти на расстояние пуска ракет, а в этом деле не всегда скорость важнее скрытности перемещения.

Правда, в качестве компенсации относительной тихоходности, перспективный ракетоносец может получить гиперзвуковое вооружение, но первые образцы ожидаются к началу 20-х. Однако и сам ПАК ДА должен подняться в воздух не раньше 2019 года. Пока же идет разработка узлов будущей машины.

Концерн «КРЭТ» занят авионикой и системами бортового радиоэлектронного оборудования. В целях уменьшения расходов на производство планируется использовать некоторые узлы, уже обкатанные на Т-50, однако систему радиоэлектронной борьбы обещают принципиально новую.

Полным ходом идут работы над двигателем. Самарское предприятие «Кузнецов» уже полгода как гоняет на испытаниях готовую модель. По заявлениям пресс-службы предприятия, удалось добиться характеристик, приближенных к требуемым. Конструкторские работы продолжаются.

Развитие белого лебедя

В то же время идет модернизация стоящих на вооружении Ту-160. Началась она в 2012 году и проходит в три этапа. Первый уже пройден — это замена оборудования, произведенного еще в Советском Союзе, на российское. На втором этапе происходит замена уже российского радиолокационного и навигационного оборудования девяностых годов на современные аналоги. И к 2017 году в войска должны поступить модернизированные двигатели НК-32 с обновленными электронными схемами. Кроме того, проводится последовательный капитальный ремонт всех имеющихся в наличии машин.

Здесь надо отметить, что созданный в восьмидесятых ТУ-160, как и другие передовые отечественные разработки, обладает большим потенциалом для модернизации. Этот подход зародился еще во времена Великой Отечественной войны.

Самолет попросту еще не раскрыл весь свой потенциал, поэтому нет ничего удивительного в постоянно вносимых усовершенствованиях. Появляются новые технологии радиоэлектронной борьбы, усовершенствуется навигационное оборудование, улучшается аппаратура связи. В конце концов, разрабатываются новые системы вооружений.

За время своего существования Ту-160, который изначально позиционировался исключительно как ракетоносец, получил возможность использовать свободнопадающие бомбы разных калибров, морские мины и бомбовые кассеты. А принятая на вооружение практически одновременно с ним ракета Х-55 была модифицирована до Х-555. В результате мощность заряда выросла, а точность попадания увеличилась в 5 раз. Правда, на 500 километров уменьшилась дальность действия, но это удалось компенсировать конформными баками.

А нужно ли это?

Так зачем же модернизировать, а уж тем более, строить дополнительно пусть даже и очень хороший самолет, если его все равно должен заменить ПАК ДА? Тратить немаленькие деньги, обучать пилотов, содержать, ремонтировать? На то есть три вполне разумные причины.

Во-первых, поскольку перспективный ракетоносец будет дозвуковым, то логично предположить, что идет он, в первую очередь, на замену Ту-95. То, что в США решили продлить эксплуатацию ровесника нашего девяносто пятого — Б-52 аж до 2040 года, совсем не означает, что и нам стоит цепляться за самолет, разработанный в начале пятидесятых. Он снят с производства 13 лет назад и куда больше, чем Ту-160, подходит для кандидата на постепенный вывод из состава вооруженных сил.

Во-вторых, первый полет ПАК ДА намечен на 2019 год. А государственные испытания на 2021. Пока пройдут все испытания, пока произведут заметное количество новейших ракетоносцев и обучат экипажи. Это еще несколько лет. В итоге он станет полноценной силой ближе к концу двадцатых. Хорошо бы, чтобы за это время имеющиеся в наличии Ту-160 не пригодились, но Министерство обороны не может подходить к вопросу государственной безопасности с такой обывательской точки зрения.

В-третьих, инфраструктуру необходимо поддерживать. Если на ближайшие 5-7 лет казанский авиастроительный завод перейдет от постройки ракетоносцев на выпуск конверсионных кастрюль и чайников, то сможет ли он вернуться к былому уровню производства? А двигателисты, специалисты по авионике, ракетам? В конце концов, обслуживание стратегического ракетоносца — задача не из легких, аэродромные техники тоже должны заниматься своим делом. Уже сейчас то тут, то там возникают разговоры о том, что нарушена преемственность поколений, а если сделать перерыв еще на несколько лет, то молодым специалистам будет попросту не у кого учиться.

Так что когда следом за ПАК ДА начнет поступать в войска сверхновый гиперзвуковой орбитальный ракетоносец, тогда можно будет подумать об отправке Ту-160 на заслуженный отдых. А пока «Белый лебедь» определенно нужен. И уж точно не в количестве 16 штук.
Уважаемые читатели! Подписывайтесь на нас в Твиттере, Вконтакте, Одноклассниках или Facebook.






Читайте также:
Киеву не удалось замять позорную ситуацию с 155-й бригадой «Анна Киевская», разбежавшейся перед первым боем
09.01.2025 07:47
x-true.info
В последние дни в украинском сегменте обсуждают скандал в 155-й отдельной механизированной бригаде «Анна Киевская», на создание и обучение которой во Франции и Польше потратили 900 млн евро, и из которой сбежала почти треть личного состава ещё перед первым боем.
Западный оскал
09.01.2025 15:52
www.belvpo.com
В турецкой прессе, на фоне имеющейся информации, был опубликован материал «Что говорит прозападная оппозиция по поводу приближения выборов в Беларуси?». В частности, речь в нем идет о подготовке киевским режимом совместно с представителями так называемой «беглой» оппозиции провокации на ЧАЭС. Данная инсценировка должна стать предпосылкой для вторжения белорусских радикалов с территории Украины в
Ловкость и смекалка. Вот что помогает российским войскам кошмарить ВСУ
09.01.2025 08:12
x-true.info
Танки-черепахи — удачное нововведение России на поле боя, пишет TNI. Они покрыты защитным панцирем, который принимает на себя удары вражеских БПЛА. Под такой броней "черепахи" успешно прокладывают путь для наступления российских войск.
Передел мира: Путин, застолбив в Антарктиду, обнулит планы Трампа в Арктике.
09.01.2025 18:55
x-true.info
Свистопляска с масштабными территориальными претензиями Дональда Трампа продолжается. Накануне он опубликовал карту, на которой территория Канады закрашена в цвета флага Соединённых Штатов.
"Валить готовятся все": Зеленский уже выкопал бункер, остальные собирают вещи
09.01.2025 15:14
Надо отметить, что вся украинская верхушка готовится рано или поздно бежать. Ни для кого не секрет, что Украина - это не сторона конфликта, которая может победить, или хотя бы свести ситуацию к какому-то более или менее удобоваримому, прошу прощения, приемлемому, в геополитическом плане, проигрышу.