Мы можем достигнуть цифрового суверенитета
События начала XXI века внесли важные уточнения в понятие суверенитета страны. Политический суверенитет мало что значит, если он не подкреплен экономическим суверенитетом и информационным суверенитетом. Без экономического суверенитета враг может просто обрушить экономику страны, а уж поменять власть будет всего лишь делом техники. Без информационного суверенитета происходит египетский сценарий — народ сам уничтожает свое правительство под чутким зарубежным руководством. Благодаря Эдварду Сноудену в поле публичного интереса появился еще один важный аспект суверенитета — цифровой.
Перефразируя известного американского политолога, можно сказать, что если правительство и экономика пользуются программным обеспечением, в котором "дырок" от американского АНБ больше, чем дырок в швейцарском сыре, то это уже не совсем ваша экономика и правительство. Это не только российская проблема. На данный момент в мире не существует полностью деамериканизированной и независимой цифровой экосистемы. Все в какой-то степени уязвимы, даже Китай, который раньше нас сделал некоторые шаги по завоеванию цифрового суверенитета. Так и хочется сказать: слава санкциям! Благодаря санкционной войне в России обозначился слом существующего менталитета, и уже можно считать, что, в принципе, страна движется в правильном направлении.
Важное лирическое отступление. Это только кажется, что вопрос замещения импорта зависит исключительно от политической воли власти. Все сложнее. Для того, чтобы любая сложная и дорогостоящая реформа была успешной, нужно, чтобы ее поддерживал значительный процент участников профессионального сообщества, в котором и будет происходить реформа. В противном случае будут происходить всякие нехорошие вещи: саботаж, очковтирательство и прямое вредительство. Эффективность реформы будет околонулевой, а если настроить против себя целую социопрофессиональную группу, можно получить и долгосрочные проблемы майданного типа. Только в случае крайней необходимости власть идет на то, чтобы "ломать через колено" устоявшуюся систему.
До Сноудена и санкций говорить о протекционизме и замещении импорта ради безопасности было моветоном и уделом немногочисленных патриотов, которых смело причисляли к параноикам. Противники протекционизма и замещения импорта далеко не все являлись или являются агентами ЦРУ и сознательными врагами цифрового суверенитета России, просто так сложились обстоятельства, что их личные интересы вступают в жесткое противоречие с интересами общества. Например: если убрать из правительственных структур западные операционные системы и базы данных, то многим специалистам, которые комфортно "сидят" на обслуживании этих систем, придется или переучиваться, или менять место работы. Поставщикам и системным интеграторам придется менять "линейку" предлагаемых продуктов или просто уходить с рынка госзакупок. А что говорить о тех, кто рулит какими-то сложными государственными или окологосударственными системами? От них требуется, помимо обеспечения адекватной работы существующих систем, быстро переходить на системы российского производства, а это очень сложный процесс, который лично для них означает просто дополнительное напряжение. Сумма личных (и клановых) интересов, хотелок и желаний сохранить устоявшееся комфортное положение — один из главных тормозов на пути любого радикального прогресса, начиная от замещения импорта и заканчивая переводом экспорта на рубли.
Санкции создали необходимое воздействие на систему, и теперь замещение импорта воспринимается обществом в целом и профессиональным сообществом в частности как осознанная необходимость, а не как "самодурство" излишне патриотичных чиновников или экспертов.
На официальном уровне обозначен приоритет безопасности в процессе информатизации. Радует, что правительственные структуры используют российские разработки для документооборота и для создания систем планирования и контроля. В качестве хорошего примера правильного подхода к вопросу можно привести заявления и действия директора департамента информационных технологий и общественных связей Минпромторга Сергея Валуева:
"Задачу по импортозамещению в сфере ПО мы считаем правильной и крайне важной, особенно в условиях текущей внешнеполитической ситуации, где приоритетом становится безопасность. В настоящее время значительная часть функционирующих в нашем Министерстве информационных систем построена на базе платформ отечественных разработчиков. Системы, которые мы создавали и развивали в недавнем времени, являются российскими разработками, в частности я говорю об официальном информационном сайте министерства, системе электронного документооборота и информационной системе оказания государственных услуг." ( http://biz.cnews.ru/reviews/index.shtml?2015/06/05/596313 )
Кстати, сейчас Минпромторг работает над созданием гигантской информационной системы по сбору и обработке статистических данных о российской промышленности — ГИС "Промышленность", и хорошо, что ей занимается управленец, который понимает, что безопасность — превыше всего. Было бы обидно создать за бюджетные деньги большой электронный справочник для АНБ. Очень рекомендую следить за этим проектом. Сейчас мы возвращаемся к пониманию необходимости стратегического планирования, а такие системы, как ГИС "Промышленность", являются незаменимым инструментом для долгосрочных прогнозов.
Продвигать российское программное обеспечение на рабочем месте — уже хорошо, но нужно, чтобы эта практика вышла на национальный уровень, и для этого требуется, чтобы была доведена до конца и правильно воплощена в жизнь инициатива Правительства РФ, которую поддерживают Минкомсвязи и Минпромторг, а именно — создание реестра отечественного программного обеспечения и создание преференций для программ, находящихся в данном реестре.
Инициатива описана в проекте постановления Правительства РФ «Об установлении ограничения допуска программных средств и информационных продуктов вычислительной техники, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд и дополнительного требования к участникам закупок услуг, связанных с использованием программных средств и информационных продуктов вычислительной техники» и за ее судьбой можно следить на Едином портале проектов нормативных актов: http://regulation.gov.ru/project/23519.html?point=view_project&stage=2&stage_id=16613
Самое главное — произошли два кардинальных сдвига в том, как воспринимается замещение импорта. Было убрано набившее оскомину либеральное табу на слово "протекционизм". Этот термин уже встречается в презентациях Минкомсвязи. Наконец-то "протекционизм" стал восприниматься адекватно — как инструмент, правильное применение которого позволяет добиться роста того или иного сектора национальной промышленности. Безопасность информационных систем, а не их цена или комфорт в использовании, объявлена главным приоритетом — и здесь хочется верить, что российские госкомпании последуют примеру Минпромторга. Теперь важно не сворачивать с пути и не пускать в реестр отечественного ПО "закамуфлированные" иностранные программы.
Создатель сервиса Liveinternet и серийный предприниматель Герман Клименко считает, что есть только один способ обеспечить тотальное замещение импорта: нужно обозначить фиксированную дату, после которой все государственные учреждения и госкомпании будут обязаны использовать только отечественное ПО, а все остальное российские разработчики сделают самостоятельно. Правительство пока не идет по столь радикальному сценарию, но направление избранно аналогичное: после принятия вышеупомянутого постановления правительства начнется постепенное "выдавливание" из государственного контура экономики и управления иностранного программного обеспечения, конкурс за конкурсом, тендер за тендером. Через несколько лет мы увидим эффект этого подхода, и не нужно обращать внимание на кажущуюся слабость российских альтернатив западных ай-ти продуктов. Британские журналисты в 60-х годах прошлого века очень любили издеваться над первыми японскими автомобилями, называя их "ненадежными", "небезопасными" и "неудобными для водителя". Все у нас получится. Цифровой суверенитет — вполне достижимая цель.
Перефразируя известного американского политолога, можно сказать, что если правительство и экономика пользуются программным обеспечением, в котором "дырок" от американского АНБ больше, чем дырок в швейцарском сыре, то это уже не совсем ваша экономика и правительство. Это не только российская проблема. На данный момент в мире не существует полностью деамериканизированной и независимой цифровой экосистемы. Все в какой-то степени уязвимы, даже Китай, который раньше нас сделал некоторые шаги по завоеванию цифрового суверенитета. Так и хочется сказать: слава санкциям! Благодаря санкционной войне в России обозначился слом существующего менталитета, и уже можно считать, что, в принципе, страна движется в правильном направлении.
Важное лирическое отступление. Это только кажется, что вопрос замещения импорта зависит исключительно от политической воли власти. Все сложнее. Для того, чтобы любая сложная и дорогостоящая реформа была успешной, нужно, чтобы ее поддерживал значительный процент участников профессионального сообщества, в котором и будет происходить реформа. В противном случае будут происходить всякие нехорошие вещи: саботаж, очковтирательство и прямое вредительство. Эффективность реформы будет околонулевой, а если настроить против себя целую социопрофессиональную группу, можно получить и долгосрочные проблемы майданного типа. Только в случае крайней необходимости власть идет на то, чтобы "ломать через колено" устоявшуюся систему.
До Сноудена и санкций говорить о протекционизме и замещении импорта ради безопасности было моветоном и уделом немногочисленных патриотов, которых смело причисляли к параноикам. Противники протекционизма и замещения импорта далеко не все являлись или являются агентами ЦРУ и сознательными врагами цифрового суверенитета России, просто так сложились обстоятельства, что их личные интересы вступают в жесткое противоречие с интересами общества. Например: если убрать из правительственных структур западные операционные системы и базы данных, то многим специалистам, которые комфортно "сидят" на обслуживании этих систем, придется или переучиваться, или менять место работы. Поставщикам и системным интеграторам придется менять "линейку" предлагаемых продуктов или просто уходить с рынка госзакупок. А что говорить о тех, кто рулит какими-то сложными государственными или окологосударственными системами? От них требуется, помимо обеспечения адекватной работы существующих систем, быстро переходить на системы российского производства, а это очень сложный процесс, который лично для них означает просто дополнительное напряжение. Сумма личных (и клановых) интересов, хотелок и желаний сохранить устоявшееся комфортное положение — один из главных тормозов на пути любого радикального прогресса, начиная от замещения импорта и заканчивая переводом экспорта на рубли.
Санкции создали необходимое воздействие на систему, и теперь замещение импорта воспринимается обществом в целом и профессиональным сообществом в частности как осознанная необходимость, а не как "самодурство" излишне патриотичных чиновников или экспертов.
На официальном уровне обозначен приоритет безопасности в процессе информатизации. Радует, что правительственные структуры используют российские разработки для документооборота и для создания систем планирования и контроля. В качестве хорошего примера правильного подхода к вопросу можно привести заявления и действия директора департамента информационных технологий и общественных связей Минпромторга Сергея Валуева:
"Задачу по импортозамещению в сфере ПО мы считаем правильной и крайне важной, особенно в условиях текущей внешнеполитической ситуации, где приоритетом становится безопасность. В настоящее время значительная часть функционирующих в нашем Министерстве информационных систем построена на базе платформ отечественных разработчиков. Системы, которые мы создавали и развивали в недавнем времени, являются российскими разработками, в частности я говорю об официальном информационном сайте министерства, системе электронного документооборота и информационной системе оказания государственных услуг." ( http://biz.cnews.ru/reviews/index.shtml?2015/06/05/596313 )
Кстати, сейчас Минпромторг работает над созданием гигантской информационной системы по сбору и обработке статистических данных о российской промышленности — ГИС "Промышленность", и хорошо, что ей занимается управленец, который понимает, что безопасность — превыше всего. Было бы обидно создать за бюджетные деньги большой электронный справочник для АНБ. Очень рекомендую следить за этим проектом. Сейчас мы возвращаемся к пониманию необходимости стратегического планирования, а такие системы, как ГИС "Промышленность", являются незаменимым инструментом для долгосрочных прогнозов.
Продвигать российское программное обеспечение на рабочем месте — уже хорошо, но нужно, чтобы эта практика вышла на национальный уровень, и для этого требуется, чтобы была доведена до конца и правильно воплощена в жизнь инициатива Правительства РФ, которую поддерживают Минкомсвязи и Минпромторг, а именно — создание реестра отечественного программного обеспечения и создание преференций для программ, находящихся в данном реестре.
Инициатива описана в проекте постановления Правительства РФ «Об установлении ограничения допуска программных средств и информационных продуктов вычислительной техники, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд и дополнительного требования к участникам закупок услуг, связанных с использованием программных средств и информационных продуктов вычислительной техники» и за ее судьбой можно следить на Едином портале проектов нормативных актов: http://regulation.gov.ru/project/23519.html?point=view_project&stage=2&stage_id=16613
Самое главное — произошли два кардинальных сдвига в том, как воспринимается замещение импорта. Было убрано набившее оскомину либеральное табу на слово "протекционизм". Этот термин уже встречается в презентациях Минкомсвязи. Наконец-то "протекционизм" стал восприниматься адекватно — как инструмент, правильное применение которого позволяет добиться роста того или иного сектора национальной промышленности. Безопасность информационных систем, а не их цена или комфорт в использовании, объявлена главным приоритетом — и здесь хочется верить, что российские госкомпании последуют примеру Минпромторга. Теперь важно не сворачивать с пути и не пускать в реестр отечественного ПО "закамуфлированные" иностранные программы.
Создатель сервиса Liveinternet и серийный предприниматель Герман Клименко считает, что есть только один способ обеспечить тотальное замещение импорта: нужно обозначить фиксированную дату, после которой все государственные учреждения и госкомпании будут обязаны использовать только отечественное ПО, а все остальное российские разработчики сделают самостоятельно. Правительство пока не идет по столь радикальному сценарию, но направление избранно аналогичное: после принятия вышеупомянутого постановления правительства начнется постепенное "выдавливание" из государственного контура экономики и управления иностранного программного обеспечения, конкурс за конкурсом, тендер за тендером. Через несколько лет мы увидим эффект этого подхода, и не нужно обращать внимание на кажущуюся слабость российских альтернатив западных ай-ти продуктов. Британские журналисты в 60-х годах прошлого века очень любили издеваться над первыми японскими автомобилями, называя их "ненадежными", "небезопасными" и "неудобными для водителя". Все у нас получится. Цифровой суверенитет — вполне достижимая цель.
Читайте также:
Российские «музыканты» выгоняют американских военных из Нигера
03.05.2024 21:34
В ночь на пятницу, 3 мая, англоязычный ресурс Reuters сообщил, что русские захватили американскую военную базу в республике Нигер. Вскоре агентство заблокировало эту публикацию.
"Пути назад нет": Мировая война уже не за горами
03.05.2024 18:13
Запад приближает третью мировую войну угрозами ввода войск на Украину, написал немецко-финский предприниматель и бывший владелец крупнейшего файлообменника Megaupload Ким Дотком в соцсети Х.
Шойгу сделал Украине жесткое предупреждение. Запад боится последствий. Спасут ли Киев поставки оружия?
Западные чиновники хотят, чтобы Украина получила оружие НАТО как можно скорее, пишет NYT. Оборона ВСУ гнется и трещит, а Сергей Шойгу меж тем однозначно дал понять: Россия ужесточит удары. С этими словами, уверены авторы статьи, опасно не считаться.
«10 ATACMS в месяц» — попытка усыпить бдительность Москвы, обзор ситуации на фронтах
Анонсированная начальником отдела закупок Пентагона Дагом Бушем интенсификация выпуска последних модификаций ОТБР ATACMS (включая MGM-164 и MGM-168), обеспечивающая возможность регулярных поставок ВСУ до 10 ракет ранних модификаций MGM-140A/B, призвана усыпить бдительность ВС России. Хорошо известно, что удары 7 — 10 ракетами обеих модификаций будут легко купироваться несколькими развёрнутыми на
Украинских пилотов готовят к миссии "воздух - земля". "Оговорку" Кэмерона эксперты сочли неслучайной
Крымский мост в 2022 году могли взорвать с помощью аммиачной селитры и тротила, сообщают источники. Учитывая обещания Киева и "оговорку" главы МИД Британии Кэмерона, эксперты не исключают, что теперь украинских пилотов готовят к миссии "воздух - земля" для нового теракта против русского моста.