«Не допустить войны»
Европейские эксперты предложили странные меры по снижению рисков войны между РФ и НАТО
В среду опубликован доклад «Не допустить войны: как снизить риски военных инцидентов между Россией и НАТО?», подготовленный специальной рабочей группой проекта «Строительство большой Европы: необходимые меры до 2030 года». Членами группы, созданной в 2013 году, являются эксперты британского исследовательского центра European Leadership Network, Российского совета по международным делам, Польского института международных отношений и Организации международных стратегических исследований в Анкаре.
Авторы документа констатировали серьезное ухудшение отношений между Россией и Западом из-за украинского кризиса, активизацию вооруженных сил на этом фоне и рост числа инцидентов с участием Вооруженных сил РФ и Североатлантического альянса, а также ВС России и ВС Швеции и Финляндии. Как подчеркивается, текущее положение дел грозит дальнейшей конфронтацией, что способно привести к войне. Аналитики предложили меры по минимизации военных рисков: Совет Россия — НАТО должен срочно обсудить принятие меморандума о взаимопонимании между военным блоком и его партнерами и РФ в целях обеспечения взаимной безопасности.
«Нам представляется необходимым срочный созыв Совета Россия — НАТО для обсуждения перспектив заключения меморандума о взаимопонимании между НАТО и Российской Федерацией касательно правил поведения, обеспечивающих безопасность взаимодействия в воздушном и морском пространстве. Подобное соглашение было подписано США и Китаем в конце 2014 года», — сообщается в докладе. Переговоры могут вестись параллельно с переговорами по аналогичным меморандумам между РФ и членами НАТО или их партнерами, а также Швецией и Финляндией.
Упомянутое американо-китайское соглашение устанавливает принципы и процедуры взаимодействия, которые должны соблюдаться при контактах военно-морских и военно-воздушных судов. Среди них обязательство сторон своевременно предупреждать друг друга об опасности в случае проведения учений или стрельб и о планируемых учениях. Каждая сторона обязана проводить ежегодные встречи с участием высшего командного состава для анализа того, как выполняется соглашение.
Обеспокоенность риском возможной войны между РФ и Североатлантическим альянсом на Западе и проведенная серьезная аналитическая работа, конечно, заслуживают позитивных оценок. В то же время доклад не предлагает реальных решений, меморандум о взаимопонимании является, скорее, формальным документом, а не гарантом безопасности. Российские военные эксперты подчеркивают, что увеличение рисков конфликтов связано в первую очередь с агрессивной политикой НАТО. Речь идет, в частности, об активизации учений альянса, о размещении военных баз у наших границ и об отправке инструкторов НАТО на Украину. Кроме того, именно по инициативе альянса прекращено его сотрудничество с Россией. Поэтому именно НАТО стоит сделать реальные шаги по деэскалации напряженности в мире.
Заместитель директора Таврического информационно-аналитического центра РИСИ Сергей Ермаков обращает внимание на то, что доклад, во-первых, не отражает официальную точку зрения ни одной из сторон, а во-вторых, не дает ответов на вопросы, вынесенные в его заглавие. Это попытка искать решение окольными путями, которые никоим образом не разрешат критическую ситуацию между РФ и НАТО.
«Совет Россия — НАТО, работа которого прекращена с разрывом двустороннего сотрудничества, безусловно, нужен. В его рамках действовало большое количество групп, следивших за перемещением воздушных судов, были и другие договоренности. Но новый пакт не нужен, а если и нужен, то это должен быть всеобъемлющий договор, который будет затрагивать в том числе проблему евроПРО», — рассуждает Сергей Ермаков.
Более того, вызывают опасения нашедшие отражение в докладе попытки со стороны НАТО привлечь Швецию и Финляндию, страны с нейтральным статусом. Для снижения напряженности не нужно подключать туда страны извне, для России это неприемлемо, уверен Ермаков.
«После воссоединения Крыма с РФ НАТО заявило, что РФ для него больше не партнер. Главнокомандующий силами НАТО в Европе Филип Бридлав объявил, что Россия в ее нынешнем виде является серьезной угрозой безопасности в Европе. Наша сторона не позволяет себе таких высказываний. В данный момент генсек НАТО находится в Грузии, где проходит торжественное открытие учебного центра НАТО. Блок продолжает расширяться, и мы это видим: на следующем саммите НАТО в альянс вольются две страны — Черногория и Македония. Обеспокоенность России не возникает на пустом месте. Причина конфликта в том числе и в неадекватной реакции самих натовских чиновников на происходящее», — констатирует эксперт.
Потенциал возможностей
Первый вице-президент Академии геополитических проблем Константин Сивков замечает, что разрыв отношений между РФ и НАТО произошел по инициативе альянса, поэтому со стороны Брюсселя должен быть сделан и первый шаг навстречу. Военный аналитик считает, что предложенные отдельные меморандумы между другими членами НАТО и Россией — правильный подход. Сепаратные договоренности позволят ослабить альянс и не дать развязать полномасштабный конфликт. Дело в том, что применение военной силы НАТО возможно только на основании полного консенсуса стран-членов.
«Но этого недостаточно, нужны и другие меры. Необходимо начать переговоры по снижению потенциала возможностей. Например, если численность армии России 800 тысяч человек, нужно, чтобы потенциал НАТО не был выше. Тот же самый вопрос касается боевой авиации и техники, где сегодня российские вооруженные силы уступают силам альянса. Их потенциал должен быть снижен», — предлагает Константин Сивков.
Эксперт продолжает: надо добиваться того, чтобы проведение всех операций с участием войск НАТО осуществлялось в строгом соответствии с уставом ООН, а нарушения решений ООН были недопустимы. То есть нужно продумывать меры противодействия тем странам, которые действуют в нарушение международного законодательства в сфере военной безопасности, даже если они входят в НАТО. У стран военного блока должны появиться инструменты, которыми они могли бы остановить агрессивные действия своих союзников.
«Кроме того, необходимо на международном уровне признать, что существуют нетрадиционные методы ведения войны. Надо создать межгосударственную теоретическую группу, чтобы разработать основные понятия в отношении новых форм ведения войны, определить признаки и критерии, которыми можно характеризовать "гибридные" войны, и на этом основании разработать предложение об изменении военного права в этой части. Это позволит резко увеличить международную стабильность», — полагает Сивков.
Очевидно, что предложения, предполагающие сокращение численности войск НАТО, малоприменимы, и руководство альянса вряд ли на это пойдет. В то же время в поддержку этой инициативы Россия может предложить разработку инструментов взаимного контроля для наблюдения за учениями и испытаниями.
Баланс сил
Прежде всего, сейчас совершенно отчетливо надо понять, что гаранты безопасности — это не просто договоренности или документы, даже если они приняты на международном уровне, замечает эксперт по геополитике Константин Соколов. По его мнению, международная безопасность может основываться только на правильном балансе сил в мире.
«Сейчас в мире формируется многополярная схема. Мы видим, как российские и китайские военные участвуют в совместных учениях на Дальнем Востоке, проводится масса мероприятий на уровне деловых и военных контактов с участием стран, которые представляют альтернативу западному цивилизационному центру. Это Китай, Индия, Латинская Америка, некоторые страны Азии, Африки и Ближнего Востока. Именно этот баланс сил сейчас прежде всего гарантирует безопасность в мире и снижение рисков возникновения конфликтов», — убежден Соколов.
По его словам, меморандум о взаимопонимании между НАТО и Российской Федерацией является вторичной вещью, которая будет просто политически оформлять этот баланс сил. Понятно, что меморандум по факту ни к чему не обязывает и это, скорее, вопрос политического жеста.
«Уже сейчас формируется новый баланс сил, без которого отношения между Россией и НАТО были бы гораздо хуже. Ситуация на Украине заморожена именно потому, что антироссийская направленность происходящего в этой точке волнует уже не только Россию, но и ряд стран, которые продемонстрировали свое единство в рамках БРИКС и ШОС, в рамках международных союзов, не являющихся военными блоками», — добавляет Константин Соколов.
Еще до обострения отношений между НАТО и РФ наше руководство предупреждало о вероятных рисках военного конфликта, отмечая, что подобная политика реагирования на конфликт на Украине ни к чему не приведет. По факту НАТО, взяв на себя, помимо коллективной обороны, еще и функции кризисного реагирования, с этой задачей не справилось. Вместо этого альянс предпочитает «играть мускулами», организовав беспрецедентную по масштабу информационную кампанию против Москвы, чтобы свалить вину на другую сторону и оправдать свое существование. Главное, что следует сделать для того, чтобы предотвратить войну: НАТО нужно признать ответственность, которую оно несет за разжигание антироссийских настроений на Западе, отодвинуть базы от наших границ и свернуть ПРО. Впрочем, этого сделано не будет, поэтому проекты меморандумов так и останутся никому не нужными бумажками.
В среду опубликован доклад «Не допустить войны: как снизить риски военных инцидентов между Россией и НАТО?», подготовленный специальной рабочей группой проекта «Строительство большой Европы: необходимые меры до 2030 года». Членами группы, созданной в 2013 году, являются эксперты британского исследовательского центра European Leadership Network, Российского совета по международным делам, Польского института международных отношений и Организации международных стратегических исследований в Анкаре.
Авторы документа констатировали серьезное ухудшение отношений между Россией и Западом из-за украинского кризиса, активизацию вооруженных сил на этом фоне и рост числа инцидентов с участием Вооруженных сил РФ и Североатлантического альянса, а также ВС России и ВС Швеции и Финляндии. Как подчеркивается, текущее положение дел грозит дальнейшей конфронтацией, что способно привести к войне. Аналитики предложили меры по минимизации военных рисков: Совет Россия — НАТО должен срочно обсудить принятие меморандума о взаимопонимании между военным блоком и его партнерами и РФ в целях обеспечения взаимной безопасности.
«Нам представляется необходимым срочный созыв Совета Россия — НАТО для обсуждения перспектив заключения меморандума о взаимопонимании между НАТО и Российской Федерацией касательно правил поведения, обеспечивающих безопасность взаимодействия в воздушном и морском пространстве. Подобное соглашение было подписано США и Китаем в конце 2014 года», — сообщается в докладе. Переговоры могут вестись параллельно с переговорами по аналогичным меморандумам между РФ и членами НАТО или их партнерами, а также Швецией и Финляндией.
Упомянутое американо-китайское соглашение устанавливает принципы и процедуры взаимодействия, которые должны соблюдаться при контактах военно-морских и военно-воздушных судов. Среди них обязательство сторон своевременно предупреждать друг друга об опасности в случае проведения учений или стрельб и о планируемых учениях. Каждая сторона обязана проводить ежегодные встречи с участием высшего командного состава для анализа того, как выполняется соглашение.
Обеспокоенность риском возможной войны между РФ и Североатлантическим альянсом на Западе и проведенная серьезная аналитическая работа, конечно, заслуживают позитивных оценок. В то же время доклад не предлагает реальных решений, меморандум о взаимопонимании является, скорее, формальным документом, а не гарантом безопасности. Российские военные эксперты подчеркивают, что увеличение рисков конфликтов связано в первую очередь с агрессивной политикой НАТО. Речь идет, в частности, об активизации учений альянса, о размещении военных баз у наших границ и об отправке инструкторов НАТО на Украину. Кроме того, именно по инициативе альянса прекращено его сотрудничество с Россией. Поэтому именно НАТО стоит сделать реальные шаги по деэскалации напряженности в мире.
Заместитель директора Таврического информационно-аналитического центра РИСИ Сергей Ермаков обращает внимание на то, что доклад, во-первых, не отражает официальную точку зрения ни одной из сторон, а во-вторых, не дает ответов на вопросы, вынесенные в его заглавие. Это попытка искать решение окольными путями, которые никоим образом не разрешат критическую ситуацию между РФ и НАТО.
«Совет Россия — НАТО, работа которого прекращена с разрывом двустороннего сотрудничества, безусловно, нужен. В его рамках действовало большое количество групп, следивших за перемещением воздушных судов, были и другие договоренности. Но новый пакт не нужен, а если и нужен, то это должен быть всеобъемлющий договор, который будет затрагивать в том числе проблему евроПРО», — рассуждает Сергей Ермаков.
Более того, вызывают опасения нашедшие отражение в докладе попытки со стороны НАТО привлечь Швецию и Финляндию, страны с нейтральным статусом. Для снижения напряженности не нужно подключать туда страны извне, для России это неприемлемо, уверен Ермаков.
«После воссоединения Крыма с РФ НАТО заявило, что РФ для него больше не партнер. Главнокомандующий силами НАТО в Европе Филип Бридлав объявил, что Россия в ее нынешнем виде является серьезной угрозой безопасности в Европе. Наша сторона не позволяет себе таких высказываний. В данный момент генсек НАТО находится в Грузии, где проходит торжественное открытие учебного центра НАТО. Блок продолжает расширяться, и мы это видим: на следующем саммите НАТО в альянс вольются две страны — Черногория и Македония. Обеспокоенность России не возникает на пустом месте. Причина конфликта в том числе и в неадекватной реакции самих натовских чиновников на происходящее», — констатирует эксперт.
Потенциал возможностей
Первый вице-президент Академии геополитических проблем Константин Сивков замечает, что разрыв отношений между РФ и НАТО произошел по инициативе альянса, поэтому со стороны Брюсселя должен быть сделан и первый шаг навстречу. Военный аналитик считает, что предложенные отдельные меморандумы между другими членами НАТО и Россией — правильный подход. Сепаратные договоренности позволят ослабить альянс и не дать развязать полномасштабный конфликт. Дело в том, что применение военной силы НАТО возможно только на основании полного консенсуса стран-членов.
«Но этого недостаточно, нужны и другие меры. Необходимо начать переговоры по снижению потенциала возможностей. Например, если численность армии России 800 тысяч человек, нужно, чтобы потенциал НАТО не был выше. Тот же самый вопрос касается боевой авиации и техники, где сегодня российские вооруженные силы уступают силам альянса. Их потенциал должен быть снижен», — предлагает Константин Сивков.
Эксперт продолжает: надо добиваться того, чтобы проведение всех операций с участием войск НАТО осуществлялось в строгом соответствии с уставом ООН, а нарушения решений ООН были недопустимы. То есть нужно продумывать меры противодействия тем странам, которые действуют в нарушение международного законодательства в сфере военной безопасности, даже если они входят в НАТО. У стран военного блока должны появиться инструменты, которыми они могли бы остановить агрессивные действия своих союзников.
«Кроме того, необходимо на международном уровне признать, что существуют нетрадиционные методы ведения войны. Надо создать межгосударственную теоретическую группу, чтобы разработать основные понятия в отношении новых форм ведения войны, определить признаки и критерии, которыми можно характеризовать "гибридные" войны, и на этом основании разработать предложение об изменении военного права в этой части. Это позволит резко увеличить международную стабильность», — полагает Сивков.
Очевидно, что предложения, предполагающие сокращение численности войск НАТО, малоприменимы, и руководство альянса вряд ли на это пойдет. В то же время в поддержку этой инициативы Россия может предложить разработку инструментов взаимного контроля для наблюдения за учениями и испытаниями.
Баланс сил
Прежде всего, сейчас совершенно отчетливо надо понять, что гаранты безопасности — это не просто договоренности или документы, даже если они приняты на международном уровне, замечает эксперт по геополитике Константин Соколов. По его мнению, международная безопасность может основываться только на правильном балансе сил в мире.
«Сейчас в мире формируется многополярная схема. Мы видим, как российские и китайские военные участвуют в совместных учениях на Дальнем Востоке, проводится масса мероприятий на уровне деловых и военных контактов с участием стран, которые представляют альтернативу западному цивилизационному центру. Это Китай, Индия, Латинская Америка, некоторые страны Азии, Африки и Ближнего Востока. Именно этот баланс сил сейчас прежде всего гарантирует безопасность в мире и снижение рисков возникновения конфликтов», — убежден Соколов.
По его словам, меморандум о взаимопонимании между НАТО и Российской Федерацией является вторичной вещью, которая будет просто политически оформлять этот баланс сил. Понятно, что меморандум по факту ни к чему не обязывает и это, скорее, вопрос политического жеста.
«Уже сейчас формируется новый баланс сил, без которого отношения между Россией и НАТО были бы гораздо хуже. Ситуация на Украине заморожена именно потому, что антироссийская направленность происходящего в этой точке волнует уже не только Россию, но и ряд стран, которые продемонстрировали свое единство в рамках БРИКС и ШОС, в рамках международных союзов, не являющихся военными блоками», — добавляет Константин Соколов.
Еще до обострения отношений между НАТО и РФ наше руководство предупреждало о вероятных рисках военного конфликта, отмечая, что подобная политика реагирования на конфликт на Украине ни к чему не приведет. По факту НАТО, взяв на себя, помимо коллективной обороны, еще и функции кризисного реагирования, с этой задачей не справилось. Вместо этого альянс предпочитает «играть мускулами», организовав беспрецедентную по масштабу информационную кампанию против Москвы, чтобы свалить вину на другую сторону и оправдать свое существование. Главное, что следует сделать для того, чтобы предотвратить войну: НАТО нужно признать ответственность, которую оно несет за разжигание антироссийских настроений на Западе, отодвинуть базы от наших границ и свернуть ПРО. Впрочем, этого сделано не будет, поэтому проекты меморандумов так и останутся никому не нужными бумажками.
Читайте также:
«Страшнее «Орешника»: на удары ATACMS Россия ответит НАТО уникальным разрушительным оружием
Вчера Минобороны анонсировало подготовку ответа на удары ракетным дальнобойным вооружением западного производства по территории Курской области. Напомним, в результате обстрела пострадали наши военнослужащие-зенитчики и радиолокационная станция.
Куда этой ночью полетит "Орешник": Россия официально закрыла небо на три дня
Слабовольная политика "не поддаёмся на провокации" постепенно уходит в прошлое. Россия после почти трёх лет предупреждений, угроз и вычерчивания "красных линий" постепенно начинает отвечать на удары. Ответы становятся всё масштабнее и высокотехнологичнее, однако их эффективность по-прежнему вызывает самые серьёзные сомнения.
Ядерное оружие для Зеленского: на что пойдет Запад дальше
27.11.2024 21:58
У России нет сомнений, что Запад может предоставить Украине возможность обзавестись ядерным оружием, заявила официальный представитель МИД РФ Мария Захарова.
Потенциальные цели: Где ждать новый "Орешник"?
28.11.2024 17:16
Россия может нанести удар по "Мотор Сич" в ответ на ATACMS, считает полковник Тимошенко. "К сожалению, у Зеленского на заднице маячка нет", - посетовал военный эксперт.
"Они сделали запас ракет!": Россия гасит свет. Киевляне сообщили о второй волне массированной атаки на Украину
28.11.2024 13:28
Утром на Украине были зафиксированы атаки со стороны военно-воздушных сил России на энергетические объекты. Киевляне сообщили о второй волне массированной атаки: "Они сделали запас ракет!"