Регистрация

Война как средство спасения американской экономики — часть II

02.12.2011  07:16
1 945
0


Продолжение. Начало здесь.

Читайте также: Основатель ЧВК Blackwater: Русскому медведю нужно отдать всё, что захочет

Программа общественных работ в США, реализованная в 1933–1939 годах, имела не столько экономическую, сколько социальную направленность – снижение числа людей, оставшихся без средств к существованию, и предотвращение массовых беспорядков. Она была в значительной мере попыткой ответить на вызов СССР, который в тот период представлял сплошную стройку, поражая весь мир полной ликвидацией безработицы.


Учиться у России

Когда в начале 30-х годов советское торговое представительство в Нью-Йорке «Амторг» объявило о наборе шести тысяч квалифицированных специалистов для отправки в СССР, на эти вакансии подали заявки свыше 100 тысяч американцев. Время Великой депрессии – единственный период в истории США, когда эмиграция превысила иммиграцию.

Сейчас уже забыто, что именно советская плановая система была в то время для многих американских граждан образцом для подражания. Вот названия только нескольких книг, вышедших в Соединенных Штатах в 1932 году и посвященных СССР: «Советский рабочий» Джозефа Фримана, «Рассвет в России» Валдо Франко, «Путь к Советской Америке» Уильяма Фостера, «Новый экономический порядок» Керби Пейджа, «Социалистическое планирование» Гарри Лейдлера, «Россия сегодня: чему мы можем у нее научиться?» Шервуда Эдди.

Вместе с тем, признавая политическую целесообразность организованных рузвельтовской администрацией общественных работ, американцы никогда не считали их эффективным способом расходования бюджетных ресурсов. Не случайно после смерти 32-го президента США за океаном ни разу не попытались возродить подобные программы, считая их антирыночными и даже «ползучим социализмом».

Важно также различать деятельность Рузвельта до и после начала Второй мировой войны.

Секрет расцвета

Из депрессии США вышли не по «Новому курсу», предложенному Рузвельтом, а благодаря созданной под его руководством системе мобилизационной перестройки экономики в годы Второй мировой войны. Оправдались пророческие слова Джона Мейнарда Кейнса, с которыми он обратился к американскому народу 29 июля 1940 года в журнале «Нью Рипаблик»: «Ваши военные приготовления не только не потребуют от вас жертв. Наоборот, они явятся тем стимулом к увеличению индивидуального потребления и росту жизненного уровня, который не смогли бы дать вам ни победа, ни поражение «Нового курса».

И действительно, уже к 1941 году уровень производства в промышленности Соединенных Штатов сравнялся с докризисными показателями (1929), а в 1941–1945 годах США достигли темпов промышленного роста, считавшихся прежде немыслимыми, – 16,9 процента в год. За тот же период инвестиции в производство выросли на 65 процентов, мощность электростанций – на 75 процентов, промышленное производство удвоилось, а прибыли промышленников выросли в пять раз. Объем железнодорожных перевозок увеличился с 490 миллиардов тонна/км в 1939 году до 1081 миллиарда тонна/км в 1944-м (см. таблицу 1).


И всего этого удалось добиться отнюдь не за счет снижения жизненного уровня населения. Наоборот, реальная заработная плата за годы войны выросла на 50 процентов, а потребление продовольствия на душу населения увеличилось на 15–25 процентов, особенно заметно – мяса. Несмотря на то, что за годы войны численность занятых в сельском хозяйстве сократилась на один миллион, США с помощью новых капиталовложений и применения более совершенной агротехники увеличили сельскохозяйственное производство к 1944 году более чем на одну треть по сравнению с концом 30-х годов.

Повышение жизненного уровня населения было достигнуто при гигантских масштабах выпуска военной продукции. За годы Второй мировой США произвели 300 тысяч боевых самолетов, 100 тысяч танков, 124 тысячи кораблей и судов всех классов, 41 миллиард единиц боеприпасов.

При этом в течение всей войны и в первые послевоенные годы учетная ставка Федеральной резервной системы (Центробанка США) стабильно держалась на уровне одного процента в год и только в 1948-м впервые поднялась до отметки 1,34 процента. Низкой на протяжении всех военных лет была и инфляция, так что сбережения населения и прибыли промышленников к концу Второй мировой выражались весьма внушительными цифрами.

Именно военная пора, а вовсе не 30-е с их «Новым курсом» Рузвельта стали периодом появления американского экономического чуда, заложившего фундамент для построения нынешней мировой сверхдержавы.

Разумеется, экономическое возрождение США в ходе Второй мировой в сочетании с ростом жизненного уровня населения произошло не просто за счет наращивания выпуска вооружения. Ведь остальные страны – участницы военной страды, в том числе и державы-победители: Великобритания и СССР, вышли из нее истощенными и обедневшими.

Секрет американского чуда заключался в том, что Соединенным Штатам удалось практически всю стоимость войны (а в разгар ее США расходовали на военные цели до 45% своего ВНП, то есть примерно столько, сколько тратила Англия или Германия) оплатить за счет экономического роста. А этот рост в свою очередь стал возможен благодаря гигантскому увеличению государственных закупок товаров и услуг (почти в 60 раз в 1944-м по сравнению с 1939-м), а также исключительным организаторским способностям и политической воле президента Рузвельта.

Изменение показателей государственных закупок и расходов населения на личное потребление показано в таблице 2.



С экономической точки зрения изготовление оружия – расточительство, так как оно выпадает из воспроизводственного цикла. Как говорил Карл Маркс, это то же самое, что грузить товары на баржи с целью их дальнейшего затопления в океане.

Секрет феноменального успеха американской экономики тогда заключался не в простом количественном наращивании выпуска изделий, а в постоянном ее подъеме в процессе производства по ступеням технологического роста. Военную промышленность США в эти годы можно сравнить с огромной исследовательской лабораторией. Все, что из нее выходило, представляло собой с экономической точки зрения никому не нужные вещи. И тем не менее связанные с этим потери с лихвой возмещались тем, что полученные при изготовлении военной продукции новые знания компенсировали все убытки, ибо вели к революционному росту (миллиарды долларов в ценах 1939 года) гражданской экономики благодаря каскаду получаемых в лаборатории новых изобретений и технологий.

Именно в этот период в США появились радар, первые ЭВМ и т. д.

Что касается атомной бомбы, то без нее не было бы и первого в мире завода с дистанционным управлением, первого полностью автоматизированного завода и первого стерильного промышленного цеха площадью в тысячи квадратных метров.

Новая индустриализация

Важно понять, что огромный рост производства в США 70 лет назад произошел не только и даже не столько за счет перевода гражданского сектора на военные рельсы и загрузки неиспользованных в пору депрессии мощностей. Фактически в этот период американцы надстроили над своей депрессивной промышленностью 30-х годов совершенно новую промышленность на базе новейших технологий.

Коллаж Андрея Седых

Фактически заново, например, была создана авиационная индустрия. До 1939 года эта небольшая по объему выпускаемой продукции отрасль занимала 44-е место среди других отраслей промышленности. В момент ее наивысшего подъема (конец 1943 – начало 1944-го) она выпускала продукцию, цена которой превышала 20 миллиардов долларов в год и была в пять раз выше стоимости продукции автомобильной промышленности США в рекордном для последней 1939-м. Число занятых в авиапроме увеличилось с 40 тысяч в 1939 году и 160 тысяч в июне 1940-го до 2 миллионов 202 тысяч в ноябре 1943 года.

За тот же период (июнь 1940 – ноябрь 1943-го) численность работников судостроительной промышленности возросла со 168 тысяч до 1 миллиона 778 тысяч, в производстве артиллерийско-стрелкового вооружения – с 21 тысячи до 1 миллиона 436 тысяч.

В течение первых трех лет перевода экономики на военные рельсы, начиная с середины 40-х годов, США израсходовали на создание новых производственных мощностей столько же средств, сколько на закупку вооружения.

Особенно большие капиталовложения американцы внесли в новейшее оборудование. В 1942 году в стране выпущено 307 тысяч станков, в десять раз больше, чем в 1938-м и в 50 раз больше, чем в 1933-м.

Общая численность работающих в 1944 году увеличилась более чем на десять миллионов. Если в 1941-м в стране еще оставалось 5,6 миллиона безработных (9,9% всей рабочей силы), то в 1944 году их число уменьшилось до 670 тысяч (1,2% рабочей силы).

Внешне механизм управления экономикой в военные годы был сравнительно прост и весьма напоминал тот, которым пользуется современная Япония.

Главные усилия правительства направлялись на концентрацию имеющихся финансовых и материальных ресурсов на приоритетных направлениях производства при отсечении (полном или частичном) второстепенных секторов экономики.

При этом государственное регулирование отнюдь не дошло до централизации госплановского типа. В основе своей экономика оставалась рыночной. Все предприятия работали на конкурентной основе, сами подбирали себе поставщиков, самостоятельно устанавливали сменность труда и т. д. Решающей мотивацией, как и в мирное время, являлась прибыль. За все годы войны не было реквизировано или национализировано ни одно предприятие. Забастовки не запрещались, и профсоюзы не раз пользовались своим правом на организацию стачек.

Если частный капитал против…

Возникает естественный вопрос: почему Рузвельт смог в период Второй мировой войны осуществить то, что не удалось в мирное время (1933–1935), – не просто вывести страну из депрессии, но и добиться феноменальных темпов экономического роста? Ответ заключается в том, что только чрезвычайные полномочия военного времени позволили президенту направить ресурсы страны строго на развитие реального сектора экономики и прежде всего промышленности.

Частный капитал в условиях депрессии наотрез отказывался вкладывать собственные средства в обновление промышленной базы и тем более увеличение производства. Конгресс со своей стороны решительно возражал против какого-либо вмешательства государства в дела частного бизнеса, считая это антирыночной мерой (в США в ту пору за исключением нескольких государственных военных арсеналов и верфей вся промышленность была частной).

Враждебно относился конгресс и к расширению государственного заказа в частном секторе, не делая исключения даже для закупок на военные цели. Так, в марте 1940 года, когда в Европе уже полным ходом шла война, конгресс в ответ на просьбу Рузвельта профинансировать закупку 26 тысяч боевых самолетов выделил средства на приобретение лишь… 57. В ноябре 1941-го, за месяц до нападения японцев на Перл-Харбор, опрос журналом «Форчун» ведущих американских бизнесменов показал, что большинство из них являются противниками перевода промышленности на военные рельсы, рассматривая подобные требования как очередную попытку Рузвельта распространить свой «социалистический» новый курс и на еще неохваченную им промышленность.

Вступление США во Вторую мировую в декабре 1941 года и огромный рост государственных ассигнований на военные нужды не прибавили желания американским промышленникам вкладывать собственные деньги в расширение и модернизацию производства или в новое строительство, ибо они опасались, что после войны созданные мощности окажутся незагруженными. Например, с 1941 по 1944 год частные капиталовложения в производственное оборудование сократились почти в 2,5 раза.

И тем не менее Рузвельту удалось, используя полномочия военного времени, в самые сжатые сроки добиться гигантского роста изготовления оборонной продукции. Каким образом?

Например, за счет непосредственных государственных капиталовложений в новое промышленное строительство и расширение имеющихся производственных мощностей. Так, когда крупнейшая металлургическая корпорация «Ю. С. Стил» отказалась увеличить свои мощности по выплавке стали, Рузвельт приказал приступить к возведению металлургического завода за счет федерального бюджета.

Для руководства новым строительством и его финансирования в рамках созданной еще при президенте Гувере в 1932 году государственной корпорации финансовой реконструкции (Reconstruction Finance Corporation – RFC) была образована специальная корпорация оборонных заводов (Defense Plant Corporation), израсходовавшая за годы войны на эти цели свыше десяти миллиардов долларов, в том числе на:

  • развитие авиационной промышленности – 4,5 млрд;
  • увеличение выплавки алюминия и магния – 1,5 млрд;
  • строительство 45 заводов по производству высокооктанового авиационного топлива – 250 млн;
  • строительство и модернизацию 183 металлургических заводов, что привело к увеличению мощностей по выплавке
  • черных металлов на 11 млн тонн, – 1,223 млн;
  • строительство государственных заводов по производству синтетического каучука – 715 млн;
  • расширение станкостроительной промышленности – 2 млрд.


Отдельной программой финансировался Манхэттенский проект создания атомной бомбы, на который только в течение двух лет государством было израсходовано три миллиарда долларов.

Продолжение следует.

Виталий Шлыков
член Общественного совета при Минобороны РФ
Уважаемые читатели! Подписывайтесь на нас в Твиттере, Вконтакте, Одноклассниках или Facebook.






Читайте также:
Жизни в обмен на молчание: США требуют от Зеленского жертву под Харьковом
20.05.2024 03:19
x-true.info
На фоне не самого лучшего положения ВСУ под Харьковом визит на Украину нанёс американский госсекретарь. Как сообщают источники, под Харьковом США требуют от Зеленского жертву - жизни в обмен на молчание.
Компромиссы закончились - резервы ВСУ ждёт настоящий ад: Настало время вернуть Херсон
19.05.2024 22:49
x-true.info
Чтобы сдержать продвижение русской армии на Харьковском направлении, украинское командование вынуждено снимать резервы с других участков фронта. Херсонское направление не стало исключением. Резервы ВСУ под Харьковом ждёт настоящий ад, но это ещё не всё. Настало время вернуть Херсон - компромиссы закончились.
После назначения Белоусова "Вагнер" зазвучал не просто так: Всё сошлось как по нотам
19.05.2024 21:04
На фоне назначения Белоусова главой Минобороны России вновь зазвучало пророчество основателя ЧВК "Вагнер", и не просто так - всё сошлось как по нотам.
"Русские взломали код": военный эксперт из США назвал лучший танк в мире. Прогноз западной элиты оказался полностью ошибочным
19.05.2024 20:13
x-true.info
Российский танк Т-72 без преувеличения можно назвать лучшим в мире, пишет TNI. Дешевая и простая машина эффективна в бою и легко подавляет противника. Запад сделал ставку на высокие технологии, и этот неверный выбор ему еще аукнется.
Харьков был русским и будет русским — без вариантов
19.05.2024 21:16
России нужен целый Харьков, населённый адекватными людьми — русскими и украинцами. А денацификация, повторяю, дело рук самих харьковчан.