Всепогодный тактический истребитель McDonnell Douglas F-15 Eagle
История создания
Первые, самые предварительные, исследования облика истребителя четвертого поколения начались в США еще в 1962 г., когда наиболее современным серийным тактическим самолетом американских ВВС считался Republic F-105 Thunderchief. Эти работы носили чисто поисковый характер и не вылились в какую-либо конкретную программу. В 1965 г., когда война во Вьетнаме еще только набирала обороты, ВВС США в рамках научно-исследовательской программы FX (Fighter Experimental) приступили к более детальному изучению возможности создания тактического истребителя нового поколения. Самолет FX предназначался для замены истребителей завоевания превосходства в воздухе F-4C, F-4D и F-4E, а также перехватчиков F-10 IB, F-102 и F-106.
В декабре 1965 г. ВВС выдали предварительное тактико-техническое задание на FX, a в марте следующего года фирмы Boeing, Lockheed и North American получили контракты на формирование облика перспективного истребителя. Согласно первоначальным требованиям, машина должна была обладать скоростью, соответствующей М=3, иметь экипаж из одного человека и нести мощный комплекс вооружения, обеспечивающий ведение ракетного воздушного боя на больших и средних дистанциях. Маневренным характеристикам особого значения не придавалось. По существу, новый самолет мыслился как дальнейшее развитие концепции тяжелого "универсального" истребителя F-111 с несколько большим акцентом на решение задач ПВО. В те годы США чувствовали себя весьма неуютно из-за угрозы со стороны советских стратегических бомбардировщиков, подогреваемой талантливыми мистификациями Москвы, в частности - эффектной демонстрацией на воздушном параде в Домодедово в 1961 г. практически уже "мертвого" сверхзвукового М-50, а также еще не "родившегося" Ту-22К с крылатой ракетой Х-22.
Однако опыт войны во Вьетнаме, где американским ВВС и ВМС ценой потери 103 истребителей F-4 Phantom II удалось сбить лишь 50 северо-вьетнамских МиГ-21, показал, что ближний маневренный воздушный бой по-прежнему остается основным "действом" в борьбе за господство в воздухе: даже наиболее совершенные для своего времени ракеты средней дальности AIM-7 "Спарроу" обеспечили не более 20% побед, остальные сбитые "МиГи" приходились на ракеты малой дальности "Сайдуиндер" и пушки. В результате осмысления вьетнамского опыта в 1967 г. требования к FX были радикально пересмотрены. Теперь ВВС США видели перспективу не в "утюгообразном" универсале, а в высокоманевренном самолете, который сможет превзойти в ближнем бою модернизированные МиГ-21 и сохранит способность к ведению всеракурсного ракетного боя на средних дальностях вне визуального контакта с целью.
Значительное влияние на формирование концепции американского истребителя четвертого поколения оказал и московский воздушный парад 1967 г. в Домодедово, организованный практически сразу же после весьма печальной для арабов "шестидневной войны". Египетские ВВС, оснащенные советской авиационной техникой (истребителями МиГ-17 и МиГ-21, бомбардировщиками Ил-28 и Ту-1б), были полностью разгромлены израильтянами, имевшими на вооружении французские самолеты "Вотур", "Мистер", "Супер Мистер" и "Мираж" III. И хотя специалистам было ясно, что причины военного поражения арабов кроются не в качестве имевшейся у них техники, а в элементарном неумении воевать, в западных средствах массовой информации начал вновь формироваться несколько подзабытый с конца 1930-х гг. образ советской авиационной промышленности как некоего "колосса на глиняных ногах", не способного производить что-либо, соизмеримое с изделиями авиастроительных фирм "свободного мира". Для того, чтобы переломить эту весьма неприятную и экономически вредную для страны тенденцию, и был задуман грандиозный воздушный праздник. Однако сегодня можно констатировать, что устроители его несколько перестарались. Вместо того, чтобы деликатно намекнуть, что советское военное авиастроение, несмотря на хрущевские авантюры, по-прежнему существует и способно удовлетворить потребности союзников СССР, парад буквально ошеломил зарубежных военных наблюдателей. Демонстрация в подмосковном небе последних советских разработок (о наличии которых Пентагон если и слышал, то не принимал всерьез, считая "дезой" или делом отдаленного будущего) показала, что Запад отнюдь не обладает решающим качественным превосходством в области боевой авиации.
Как следствие этого неприятного открытия, в американском конгрессе прошли закрытые слушания на тему: что могут противопоставить ВВС США таким самолетам потенциального противника, как Су-15, Ту-22К, Ту-128, Су-17, МиГ-23 и МиГ-25. Именно эти машины были названы американскими специалистами в качестве основной угрозы. Итоги слушаний оказались весьма неутешительными для военного руководства. Все это подстегнуло Пентагон к форсированию работ по созданию истребителя нового поколения, способного эффективно противостоять растущей "советской угрозе". Такое "пришпоривание" американской авиационной промышленности оказалось не в интересах СССР: как показывал исторический опыт, США умели мобилизовывать свой огромный научно-технический потенциал.
В конструкции планера самолёта используются титановые сплавы (26,7 %), алюминиевые сплавы (37 %), высокопрочные стали (5 %), композиционные материалы (не менее 5-7%). Расчётная перегрузка составляет 9 единиц с 50% запасом топлива, при этом напряжения в крыле достигают 85% от расчётных значений. Выбор материалов и конструктивной схемы элементов осуществлялся с учётом вязкости разрушения материалов и склонности к распространению трещин. Хвостовая часть фюзеляжа выполнена из титанового сплава Ti — 6Al — 4V. Задние кромки крыла, элероны и закрылки выполнены с сотовым заполнителем из алюминиевого сплава. Центроплан — трёхбалочной схемы, каждая балка состоит из верхней и нижней штампованных секций, изготовленных из титанового сплава. Нижняя панель центроплана также титановая. Силовая схема кессона крыла F-15А включает передний алюминиевый, три основных титановых и один задний лонжероны. Попадание осколочно-фугасного снаряда калибра 20 мм в один из трёх силовых лонжеронов не приводит к потере самолёта. Оперение — двухлонжеронной схемы, лонжероны титановые, носки и задние кромки оперения заполнены сотами. Обшивка оперения выполнена из бороэпоксидного пластика.
Топливо на F-15 размещено в шести топливных баках: четырёх фюзеляжных и двух крыльевых. Фюзеляжные баки мягкие, крыльевые, вырабатываемые в первую очередь, — кессонные. Самолёт имеет автономные системы питания двигателей с собственными расходными баками и системой кольцевания. Большая часть топливопроводов расположена в баках. Расходные баки защищены протектором от пуль калибра до 12,7 мм. Для обеспечения взрывобезопасности, все топливные баки заполнены пенополиуретановым поропластом.
- F-15A - Одноместный всепогодный истребитель завоевания превосходства в воздухе, построено 365 экземпляров для ВВС США и 19 истребителей для ВВС Израиля.
- F-15B - Двухместный учебно-тренировочный вариант, до 1977 года обозначавшийся как TF-15A, построено 59 экземпляров для ВВС США и 2 самолёта для ВВС Израиля
- F-15C - Одноместный всепогодный истребитель завоевания превосходства в воздухе, строился с 1979 года по 3 ноября 1989 года на заводе в Сент-Луисе; имел усиленную конструкцию планера, увеличенную ёмкость топливных баков, а также возможность крепления накладных баков к (под) корню консоли крыла и воздухозаборнику. Масса самолёта возросла на 363 кг. ВВС США было поставлено 408, ВВС Саудовской Аравии — 55 и ВВС Израиля — 24 самолёта. 2 самолёта было построено в варианте F-15J для ВВС Японии.
- F-15D - Двухместный учебно-тренировочный вариант, построено 62 экземпляра для ВВС США, 19 для ВВС Саудовской Аравии и 2 самолёта для ВВС Израиля. 12 самолётов было построено в варианте F-15DJ для ВВС Японии (см. ниже).
- F-15J - Одноместный всепогодный вариант истребителя для ВВС Японии, выпускался с 1982 года компанией Mitsubishi по лицензии. Конструктивно аналогичен истребителю F-15C, но имеет упрощённое оборудование РЭБ. Первый полёт в Японии F-15J совершил 26 августа 1981 года. Всего изготовлено вместе с двухместной модификацией 223 самолёта. Стоимость одного F-15J составляла $55,2 миллиона в 1990 году.
- F-15DJ - Двухместный учебно-тренировочный вариант для ВВС Японии, выпускался компанией Mitsubishi по лицензии
- F-15N Sea Eagle - Модификация F-15N была предложена ВМС США в начале 1970-х в качестве альтернативы палубному истребителю-перехватчику F-14 Tomcat. Вариант F-15N-PHX был вооружён ракетами «воздух-воздух» AIM-54 «Феникс». Палубный вариант имел складывающиеся консоли крыла, усиленное шасси и посадочный гак.
- F-15 AESA - Модификация с радаром APG-79 с АФАР.
- F-15SE Silent Eagle - Многоцелевой истребитель поколения 4++, созданный с применением некоторых технологий 5 поколения и технологий снижения радиолокационной заметности.
- F-15E Strike Eagle - Двухместный всепогодный многоцелевой истребитель (истребитель-бомбардировщик) поколения 4+.
- F-15F Strike Eagle - Проект одноместного истребителя-бомбардировщика на базе F-15E.
- F-15H Strike Eagle - Экспортная модификация F-15E Strike Eagle для ВВС Греции.
- F-15I Ra’am (Гром) - Модификация F-15E Strike Eagle для ВВС Израиля.
- F-15K Slam Eagle - Модификация F-15E Strike Eagle для ВВС Кореи
- F-15S Strike Eagle - Экспортная модификация F-15E Strike Eagle для ВВС Саудовской Аравии.
- F-15SG Strike Eagle - Модификация F-15E Strike Eagle для ВВС Сингапура, ранее обозначенная как F-15T.
- F-15 Streak Eagle (72-0119)
- F-15S/MTD (71-0290)
- F-15 MANX
- F-15 Flight Research Facility (71-0281 и 71-0287)
- F-15/ASAT
- F-15B Research Testbed (74-0141)
Боевое применение
Первым
государством, применившим F-15
"в деле", стал Израиль. Поступление F-15A на вооружение Хель Хаавир
началось в октябре 1976 г., когда была
сформирована 133-я эскадрилья "Орлы", в штат которой включили
наиболее подготовленных летчиков, имевших боевой опыт и прошедших курс
обучения в США. Комплектование
"Орлов" техникой завершилось в
1978 г.
В 1975 г. вспыхнула
гражданская война в Ливане между произраильскими группировками и силами,
поддерживаемыми Сирией. В 1976 г., в соответствии с
решением Лиги арабских стран, в центральные районы Ливана были
введены межарабские силы сдерживания (преимущественно, сирийские
войска). В марте 1978 г. Израиль оккупировал юг страны. В этих
условиях возобновилась сирийско-израильская воздушная война.
27 июня 1979 г. F-15
впервые вступили в воздушный бой с реальным противником. В тот день
израильская ударная авиация предприняла очередную попытку
нанести бомбовый удар по базам палестинских формирований на юге
Ливана. Наперехват было поднято два звена МиГ-21бис - наиболее
современных боевых самолетов, имевшихся в то время в распоряжении
сирийских ВВС. В свою очередь, сирийцы были атакованы израильской
смешанной группой прикрытия, состоявшей из шести F-15A и двух
"Кфиров". Наведение израильских истребителей обеспечивал самолет
ДРЛО Е-2С "Хокай", барражировавший над Средиземным морем. В ходе
ближнего маневренного боя, в который втянулись противоборствующие
стороны, по израильским данным, четыре сирийских
"МиГа" было
сбито истребителями F-15, а один - совместными усилиями "Игла" и
"Кфира". Сирийцы подтвердили потерю четырех МиГ-21. Еще один их
истребитель был поврежден, однако пилотировавший его м-р Кубис
Салиба сумел совершить вынужденную посадку на ливанской авиабазе
Раяк. Победы в том воздушном бою одержали пилоты
"Иглов" Менахем Эйнан и Эйтан Бен-Элихау, а также два летчика,
оставшихся под
псевдонимами "Эйтан" и "Тзури". Собственные потери израильтяне
отрицают. Однако можно достаточно уверенно утверждать, что летчики
МиГ-21бис сумели
"завалить" два F-15: палестинцы подтвердили
факт падения двух "Иглов" и захватили в плен одного из
катапультировавшихся пилотов.
В следующем бою,
произошедшем 19 сентября, летчики
"Иглов" вновь доложили об уничтожении четырех МиГ-21. По итогам боя 24
сентября, в котором с
израильской стороны ключевую роль опять сыграли F-15A, Хель Хаавир
объявили о четырех воздушных победах. 24 августа 1980 г. истребителям
F-15A в очередной раз удалось сбить МиГ-21. Еще один
воздушный бой произошел 31 декабря 1980 г.: израильтяне заявили,
что им удалось уничтожить два
"МиГа", а сирийцы признали потерю лишь одного своего самолета и
объявили об уничтожении одного
израильского.
В целом, воздушные
бои в небе Южного Ливана показали, что израильская авиационная
группировка, сочетающая истребители четвертого поколения с
самолетами ДРЛО, качественно превосходит сирийскую. Однако в 1981
г. "Иглы" встретились в небе Ливана с новым серьезным противником -
перехватчиком МиГ-25ПД, эскадрилью
которых СССР передал Сирии. 13 февраля и 29 июля с их участием
состоялись два воздушных боя, итог которых оказался ничейным: были
потеряны два
"МиГа" и два "Игла".
Одним из наиболее
ярких фрагментов биографии израильских F-15 стало участие в операции
"Вавилон" - налете на иракский ядерный центр, предпринятом 7
июля 1981 г. Израиль решил прибегнуть к столь радикальным мерам,
опасаясь появления в арсенале Ирака атомных боеприпасов. Собственно
атаку предстояло осуществить восьмерке F-16A, для прикрытия
которой выделили шесть F-15A. Ударная группа поднялась в воздух с
авиабазы Этцион на Синайском полуострове в 15.00. Обойдя с юга на малой
высоте иорданскую систему ПВО и пройдя над пустынными
северозападными районами Саудовской Аравии, F-16 вторглись в
воздушное пространство Ирака. F-15 границу этого государства не
пересекали. В 18.35
"Файтинг Фалконы" обрушили 16 свободнопадающих
авиабомб на реактор "Озирак", который был полностью уничтожен.
Ни Иордания, ни
Саудовская Аравия (обладавшая в то время весьма современной системой
ПВО, созданной при участии американцев и англичан), ни Ирак не
смогли вовремя обнаружить сравнительно большую группу
неприятельских самолетов и отразить налет.
13 и 14 мая 1981 г.
ливанские произраильские формирования при поддержке Хель Хаавир начали
наступление на горный район Санины, однако эти атаки были
отбиты, а сирийские ЗРК "Квадрат" сбили два F-15A (обломки одного
из них продемонстрировал ряд телеканалов). Обострение конфликта вынудило
советское руководство принять решение о передаче Сирии
пусть и не новейших, но вполне современных истребителей МиГ-23МФ,
которые вскоре стали одними из основных противников
"Иглов".
К израильтянам тоже поступали пополнения. С августа 1981 г. 133-я эскадрилья начала переоснащаться более современными F-15C/D. К лету 1982 г. Хель Хаавир сохраняли качественное превосходство над сирийскими ВВС: кроме 48 F-15, они получили 75 F-16. Этим самолетам отводилась важная роль в наступательной операции "Мир для Галилеи", целью которой являлись выход к побережью Средиземного моря на подступах к Бейруту, разгром палестинских лагерей и окружение сирийских войск в долине реки Бекаа. 6 июня по лагерям палестинцев были нанесены массированные авиационные удары, одновременно началось наступление механизированных соединений, атаковавших полупартизанские палестинские формирования. Вскоре в борьбу вступили сирийские танковые батальоны, усиленные подразделением "командос" и мобильными ЗРК "Оса-АК". В тот день два МиГ-23МФ ВВС Сирии перехватили израильский беспилотный разведчик BQM-34, который был уничтожен ракетой Р-23, выпущенной к-ном Закария с дистанции 11 км. При возвращении на аэродром сирийские истребители были атакованы F-15A, наводимыми с борта самолета Е-2С. Энергично маневрируя, сирийские летчики сорвали сопровождение бортовыми РЛС израильтян, переложили крылья своих истребителей на максимальный угол стреловидности, быстро увеличили скорость и со снижением ушли от преследования.
На второй день войны
израильская авиация приступила к нанесению массированных ударов по
сирийским силам в долине Бекаа.
Как правило, первоначально к побережью Ливана, занимая позиции над
нейтральными водами, выдвигался "Хокай", выполнявший роль воздушного
командного пункта, и постановщик радиоэлектронных помех
"Боинг 707" Их непосредственное
прикрытие обеспечивали два-четыре F-15, располагавшиеся несколько
ниже сирийского радиогоризонта. Далее на траверзе Бейрута, вне
досягаемости береговых зенитных средств сирийцев, разворачивался
подвижный заслон: 2-4 звена F-15 и F-16. Ударный эшелон,
образованный построенными в колонну звеньями
истребителей-бомбардировщиков
"Фантом", подходил последним. Израильские самолеты
приближались к ливанскому побережью на высоте порядка 2000 м, и
горы не позволяли обнаружить их сирийским РЛС вплоть до прохождения
прибрежной гряды, где находились передовые наблюдатели арабов.
В то же время, способные "заглянуть за бугор" "Хокаи" могли
засекать сирийские истребители, едва они взлетали и набирали высоту 100
м.
В Ливане израильтяне преподнесли противнику очередной тактический сюрприз: на сирийские истребители первыми наводились не тяжелые F-15, оснащенные ракетами средней дальности, а более легкие F-16A, несущие лишь оружие ближнего боя. Звено F-16 по парам вытягивалось в колонну, снижаясь на малую высоту, после чего первая пара расходилась, стараясь зайти сирийским истребителям в хвост (прием "сэндвич"). Если капкан из F-16 не срабатывал, во встречный бой вводились F-15, обладавшие в этом случае существенным преимуществом. В свою очередь, сирийские ВВС также использовали "домашние заготовки" По рекомендации советников из СССР, МиГ-23МФ было решено применять не парами, а тройками Самолеты выдвигались в район атаки на предельно малых (не более 100 м) высотах, стремясь остаться незамеченными израильскими локаторщиками Группа шла в очень плотном строю и наблюдалась на экранах РЛС как одна цель Далее происходило размыкание - два самолета набирали высоту, "вызывая огонь на себя", а третий, ударный, опускался к самой земле и выполнял неожиданную атаку "снизу вверх". Но использовать только такую тактику арабы не могли. Так как у них отсутствовали самолеты ДРЛО, а для наземных радаров существенной помехой стали горы, то командованию ВВС Сирии пришлось выделять осна--щенные мощными РЛС МиГ-23МФ для патрулирования воздушного пространства над долиной Бекаа Однако без информационной поддержки с земли они становились легкой добычей "Иглов", наводимых самолетами ДРЛО и внезапно атаковавших с малых высот
7 июня три сирийских
МиГ-23МФ (летчики Халляк, Сайд и Мерза) атаковали груш F-16A из первого
эшелона израильского боевого порядка К-н Мерза обнаружил
израильские истребители на удалении 25 км. С дистанции 9 км он
выполнил пуск Р-23 и уничтожил первый F-16. Второй ракетой с 7 км Мерза
сбил еще один истребитель. Однако при выходе из атаки
сирийский самолет сам был подбит ракетой, выпущенной с борта F-15
Мерзе удалось благополучно катапультироваться. Вернувшись в свою часть,
он привез не только ценное военное имущество - парашют,
но и пленного израильского пилота, катапультировавшегося из одного
F-16.
9 июня в долине реки
Захрани началось крупномасштабное сражение между основными силами
израильской и сирийской группировок в Ливане Интенсивность
воздушных боев значительно возросла Утром два МиГ-23МФ,
пилотируемые летчиками Дибом и Саидом, атаковав пару F-16, сбили один из
них, однако вслед за тем самолет Диба был уничтожен F-15 Другой
паре МиГ-23МФ (летчики Нахаз и Зено) удалось сбить еще один F-16.
Но и на этот раз сирийцы не смогли избежать потерь: ракета, запущенная с
борта
"Игла", поразила машину Нахаза После 14 часов
накал воздушных схваток возрос, и пилоты 133-й эскадрильи ВВС
Израиля добились существенных успехов, сократив парк современных
истребителей противника на два МиГ-23МФ и два МиГ-23МС (один из
выживших сирийских летчиков Ясин потом сказал, что атака "Игла"
стала полной неожиданностью) Кроме этих шести
"двадцать третьих", пилоты "Иглов" сбили в тот день шесть МиГ-21
(израильские
средства массовой информации объявили об уничтожении 22
самолетов). По сирийским данным, в воздушных боях было ликвидировано б
неприятельских машин, в т.ч. два F-15.
На следующий день бои
в воздухе достигли кульминации - с обеих сторон сражалось до 350
самолетов. Израильтяне объявили о 26 воздушных победах, из
которых 7 - на счету F-15. В действительности сирийцы потеряли 22
машины. 11 июня неутомимые
"Орлы", по сирийским данным, уничтожили два МиГ-23МС и четыре
МиГ-21МФ. В
общей сложности, в воздушных боях 6-11 июня израильтянам, в
основном, летчикам F-15А и F-15С, удалось сбить 47 арабских
истребителей: четыре МиГ-23МС, шесть МиГ-23МФ, двадцать шесть МиГ-21бис и
одиннадцать МиГ-21МФ. Кроме того, действовавшие на малых высотах
F-16 и F-15 совместно с армейскими средствами ПВО уничтожили 7
истребителей-бомбардировщиков Су-22М и 14 МиГ-23БН, а также 3
вертолета. Потери израильской авиации в воздушных боях составили,
по сирийским данным, 42 самолета (из них, как минимум, пять F-15), а
также 1-2 беспилотных разведчика.
В ходе боевых
действий в июне 1982 г. основным оружием израильских F-15 и F-16 были
ракеты с тепловой головкой самонаведения A1M-9L
"Сайдуиндер".
Несколько менее эффективно использовались УР средней дальности
AIM-7E "Спарроу". Пушечным огнем, по докладам израильских пилотов,
удалось сбить лишь б самолетов и вертолетов. Следует отметить,
что средняя эффективность ракет "Сайдуиндер" и "Спарроу" оказалась
несколько ниже, чем Р-23 и Р-60М, которые применяли сирийцы.
Хотя Израиль и Сирия
достигли соглашения о прекращении огня, но боевые столкновения в Ливане
продолжались. В августе 1982 г. советское руководство
решило поставить Дамаску новые партии военной техники, в том числе
и 50 истребителей МиГ-23МЛ с ракетами Р-24. Это способствовало
определенному изменению качественного соотношения сил в воздухе
в пользу арабов.
4 октября 1982 г. истребители F-15 провели над Ливаном первый воздушный бой с новыми
"МиГами". На этот раз удача отвернулась от израильтян: сирийцы с "сухим счетом" сбили два
"Игла". Несколько позже МиГ-23МЛ, также без потерь, уничтожили еще один F-15 и один F-4E.
ЛТХ: |
Модификация | F-15A |
Размах крыла, м | 13,05 |
Длина самолета, м | 19,05 |
Высота самолета, м | 5.63 |
Площадь крыла, м2 | 56,6 |
Угол стреловидности, град | 45 |
Масса, кг | |
пустого самолета | 12970 |
нормальная взлетная | 18820 |
максимальная взлетная | 30850 |
Топливо, л | |
внутреннее | 6103 |
ПТБ | 5395 |
Тип двигателя | 2 ТРДДФ Pratt Whitney F100-PW-100 |
Тяга, кН | |
на форсаже | 2 х 106,0 |
максимальная | 2 х 65,2 |
Максимальная скорость, км/ч. | |
у земли | 1480; |
на большой высоте | 2650 |
Посадочная скорость, км/ч | 232 |
Практический потолок, м | 18300 |
Практическая дальность, км. | |
без ПТБ, со стандартным вооружением | 1900; |
перегоночная с тремя ПТБ | 4630; |
с тремя ПТБ | 5750. |
Длина разбега, м | 274 |
Длина пробега, м | 1067 (без тормозного парашюта). |
Макс. эксплуатационная перегрузка | 7.3 |
Вооружение: | шестиствольная 20- мм пушка General Electric М61А1 Vulcan (940 снарядов), 4 УР AIM-9L/V Сайдуиндер , 4 УР AIM-7F/M Спэрроу или до |