Ухабы и буераки «польского шляха» Украины в Европу
Еще со времён оранжевой революции польские руководители, братья Качиньские особенно, едва ли не ревностнее всех в Европе поддерживали на Украине те силы, которые, в конце концов, пришли сейчас к власти в Киеве. Польша изображала себя путеводной звездой украинцев по дороге в Европу и многими из них воспринималась как идеальная модель переустройства их собственной страны.
Страницы прошлого, которые в отношениях Польши и Украины с Россией подаются в Киеве и Варшаве исключительно в виде сплошного яблока раздора, в украинско-польских отношениях преподносятся как свидетельство традиционного союзничества двух народов. Волынская резня поляков в годы войны и другие доказательства обратного выглядят всего лишь досадными эпизодами, не способными омрачить идиллической картины близости поляков и украинцев.
И вот после подписания Соглашения об ассоциации Украины с ЕС наступает момент истины. Выясняется, например, что не всё так однозначно и пригодно для Киева в польском опыте европейской интеграции и что в позиции Варшавы по отношению к своему «историческому союзнику» много своекорыстного. При этом реальный вес Польши в европейской и мировой политике очень далек от того, чтобы всерьёз помочь Украине решить её многочисленные проблемы.
Польша была любимым детищем Запада за ту исключительную роль, которую она сыграла в разрушении социалистического содружества в Восточной Европе. Сейчас времена изменились, у западных стран нет ни той потребности, ни тех возможностей, чтобы продолжать подкармливать Украину, нуждающуюся в значительно больших объемах помощи при абсолютно негарантированном ее направлении по надлежащим адресам. В 1991 г. МВФ простил Польше половину из 48 млрд долл. долга (в ценах того времени). За 10 лет членства в Европейском союзе Польша получила 101,3 млрд евро помощи в рамках программ, направленных на повышение уровня жизни и конкурентоспособности польской экономики. В действующем семилетнем бюджете на 2014-2020 годы для нее предусмотрено 105,8 млрд евро. Польша остается крупнейшим получателем европейской помощи среди 28 стран ЕС.
Польские политики неоднократно обещали Украине, что в ассоциации с Евросоюзом она будет развиваться по образцу Польши. При этом, однако, они всегда подчёркивали, что украинцам не стоит рассчитывать на такую большую помощь, которую получали и получают поляки. Второго такого получателя донорской помощи Евросоюз не вынесет. Творец польского «экономического чуда» бывший вице-премьер Лешек Бальцерович откровенно подталкивает Украину совсем к другому пути, указывая на ее «слишком высокие» (это при нищем населении) социальные расходы. По его мнению, Украине надо и повышать пенсионный возраст, и отменять субсидии на энергоносители, включая газ, причём делать это по возможности быстро.
Тогда зачем обольщать кого-то ложными надеждами, тем более что состояние польской экономики и после получения таких гигантских вливаний далеко не столь лучезарно, как хотелось бы.
В настоящий момент внешний долг Польши составляет 365 млрд долл. (71% ВВП). По уровню ВВП на душу населения и средним зарплатам (порядка 1000 евро при европейских ценах) Польша по-прежнему отстаёт от стран старой Европы, включая Грецию и Португалию. Сохраняется 13-процентная безработица, причём этот показатель не учитывает миллионы поляков, вынужденных работать в более богатых странах. Польша не только не развила, но и потеряла многие высокие технологии, а также национальных лидеров промышленности. Производит она в основном «китайский ассортимент», серийную потребительскую продукцию среднего технологического уровня.
Польша конкурентоспособна по сравнению с азиатскими производителями до тех пор, пока поддерживает низкие зарплаты и потому находится в «восточноазиатской ловушке»: стоит ей поднять выплаты и сбыт упадет. А без повышения уровня жизни она не может развиваться дальше. Из трех основных верфей, которые были флагманами польского судостроения (Гдыньская, Щецинская и Гданьская), по решению Европейской комиссии на сегодняшний момент функционирует только Гданьская (владелец – Индустриальный союз Донбасса Сергея Таруты). Но и на ней из прежних 17 тысяч работающих осталось всего 2 тысячи, занятых не по профилю. Место Польши как «привилегированной обслуги» развитых капиталистических стран предопределено и рассчитывать на повышение этого статуса полякам не приходится. По возможностям своей экономики Украина в рамках ЕС, скорее, выступит конкурентом Польши, в том числе в очереди за помощью из Брюсселя, и легко предвидеть, что поляки в какой-то момент начнут не помогать Киеву, а ставить ему палки в колеса.
Премьер-министр Польши Дональд Туск уже заявил, что Варшава не может быть главным донором Киева. По его словам, Польша должна реально оценивать свои возможности в том, что касается финансовой помощи Украине, причем важно, чтобы в этом активно принимали участие международные организации, прежде всего Международный валютный фонд. В Киеве должны хорошенько подготовиться к приему западной помощи, а основная задача новых украинских властей - реформировать экономику и государственные финансы. «Иначе может оказаться, что мы граничим с банкротом, а это самый худших из возможных сценариев», - подчеркнул Туск.
Главные мотивы поддержки Киева со стороны Варшавы носят не экономический, а геополитический характер и лишены какой-либо благотворительности. В польском сознании по-прежнему живет мысль о том, что значительная часть современной Украины когда-то входила в состав Польши и на новом витке истории еще может «воссоединиться с матерью-родиной». В польских СМИ нередко встречаются комментарии того рода, что, «выждав нужное время, поляки могли бы создать федерацию с Украиной». На официальном уровне высказывать подобные идеи публично не принято, но вся система образования и государственно-религиозной идеологии Польши исходит из установки о том, что «восточные кресы» были польскими и отняты у поляков несправедливо. На этом вырастают все польские политики, и отказаться от мысли, что со временем «историческая справедливость» в отношении принадлежности данных земель будет восстановлена, они не могут и не хотят. В Европе, прежде всего у соседей Польши, рассуждения и проекты такого рода поддержки не находят, зато в Америке, где Варшаву рассматривают как важный инструмент своей европейской политики, их охотно культивируют и даже развивают.
Так, президент крупнейшей частной разведывательно-информационной компании Stratfor Джордж Фридман, известный своими тесными связями с руководством аналогичных государственных органов США, последовательно проповедует в своих высказываниях и трудах сценарий создания Четвертой Речи Посполитой, которая вобрала бы в себя все европейские постсоветские республики и вместе с возрожденной «Великой Турцией», также союзной с Америкой, доминировала бы в Евразии. Подобными идеями пронизан, например, его прогностический трактат «Следующие сто лет»: «Со временем по мощи Польский блок превзойдет Центральную и Западную Европу и достигнет того, о чем некогда мечтала Германия. Польский блок поглотит, ассимилирует западную часть прежней российской империи». В одной из недавних статей Джордж Фридман обращается к вопросу формирования новой «малой Антанты» по оси Вашингтон – Варшава – Бухарест. Можно отнестись с иронией к подобным прожектам, но нетрудно заметить, что во многом они перекликаются и с официальными прогнозами американского Национального разведывательного совета, объединяющего в своих рядах как чиновников соответствующих ведомства, так и «независимых» интеллектуалов вроде Фридмана. Разве что горизонт этих прогнозов поуже – «Мир в 2015», «Мир в 2025» - и цели излагаются не столь откровенно.
Вместе с тем в самой Польше возрастают опасения по поводу того, что в своей украинской политике страна не самостоятельна и её могут поставить перед лицом серьезных проблем. Реагируя на возросшие амбиции некоторых польских политиков по поводу возможного создания Великой Польши, публицист Станислав Стремидловский пишет: «По-хорошему Варшаве следовало бы поставить памятник советскому генералиссимусу Иосифу Сталину, который передал Украине разрушающий государственность II Республики элемент – Галичину. Нетрудно представить, какую головную боль она бы ныне доставила мононациональной III Республике». По его мнению, партнерство Варшавы с Вашингтоном на украинском направлении чревато тем, что «в случае «афганизации» Украины Варшаве грозит превращение в Пакистан как опорную базу, откуда будут проводиться спецоперации в восточной зоне».
При всех исторических претензиях и гоноре в Польше хорошо помнят, что Степан Бандера начинал свой тернистый путь с организации терактов именно против польских министров, а его последователи в годы войны истребляли на Украине мирных поляков десятками тысяч. Нынешняя Украина в ее находящейся в плачевном состоянии экономикой, будучи «навешанной» на Польшу, может стать для последней неподъемным бременем, которое не только не позволит восстановить «былое величие», но и отбросит Варшаву далеко назад. Не договорятся между собой и националисты двух стран – между ними горы исторических обид и взаимных обвинений, лишь временно приглушенных совместным противостоянием «москальской угрозе».
Понимание того, что послушное следование в фарватере политики США, в том числе в украинском вопросе, приводит к не совсем желательным последствиям для Польши, проникает и в ее государственные верхи. Об этом говорит и публикация аудиозаписей с откровениями польского министра иностранных дел Радослава Сикорского, которого считают абсолютно проамериканским деятелем. Если уж он говорит, что Вашингтон, который «только портит отношения поляков с соседями – немцами и русскими», используя Польшу как дешевую шлюху, да еще в извращенной форме, то понятно, что Варшава начинает тяготиться навязанной ей ролью в украинском кризисе. Неуклюжие попытки свести всё к «очередным провокациям Кремля» не в силах скрыть то, что Белый дом, подталкивающий Киев к «войне до победного конца», не находит в этом полного одобрения даже со стороны своих самых верных европейских союзников и теряет влияние на реальный ход событий.
Это подтверждается и тем, что основные переговоры по украинскому вопросу идут в формате Украина – Россия – Франция - Германия. Польши тут нет, поскольку она воспринимается как выразительница «неевропейской» позиции. Отсюда вытекает урок и для Киева. Пытаться интегрироваться в Европу и одновременно слепо строить свою политику с оглядкой на США и их «продолженную руку» в лице некоторых восточноевропейских стран, не получится.
Страницы прошлого, которые в отношениях Польши и Украины с Россией подаются в Киеве и Варшаве исключительно в виде сплошного яблока раздора, в украинско-польских отношениях преподносятся как свидетельство традиционного союзничества двух народов. Волынская резня поляков в годы войны и другие доказательства обратного выглядят всего лишь досадными эпизодами, не способными омрачить идиллической картины близости поляков и украинцев.
И вот после подписания Соглашения об ассоциации Украины с ЕС наступает момент истины. Выясняется, например, что не всё так однозначно и пригодно для Киева в польском опыте европейской интеграции и что в позиции Варшавы по отношению к своему «историческому союзнику» много своекорыстного. При этом реальный вес Польши в европейской и мировой политике очень далек от того, чтобы всерьёз помочь Украине решить её многочисленные проблемы.
Польша была любимым детищем Запада за ту исключительную роль, которую она сыграла в разрушении социалистического содружества в Восточной Европе. Сейчас времена изменились, у западных стран нет ни той потребности, ни тех возможностей, чтобы продолжать подкармливать Украину, нуждающуюся в значительно больших объемах помощи при абсолютно негарантированном ее направлении по надлежащим адресам. В 1991 г. МВФ простил Польше половину из 48 млрд долл. долга (в ценах того времени). За 10 лет членства в Европейском союзе Польша получила 101,3 млрд евро помощи в рамках программ, направленных на повышение уровня жизни и конкурентоспособности польской экономики. В действующем семилетнем бюджете на 2014-2020 годы для нее предусмотрено 105,8 млрд евро. Польша остается крупнейшим получателем европейской помощи среди 28 стран ЕС.
Польские политики неоднократно обещали Украине, что в ассоциации с Евросоюзом она будет развиваться по образцу Польши. При этом, однако, они всегда подчёркивали, что украинцам не стоит рассчитывать на такую большую помощь, которую получали и получают поляки. Второго такого получателя донорской помощи Евросоюз не вынесет. Творец польского «экономического чуда» бывший вице-премьер Лешек Бальцерович откровенно подталкивает Украину совсем к другому пути, указывая на ее «слишком высокие» (это при нищем населении) социальные расходы. По его мнению, Украине надо и повышать пенсионный возраст, и отменять субсидии на энергоносители, включая газ, причём делать это по возможности быстро.
Тогда зачем обольщать кого-то ложными надеждами, тем более что состояние польской экономики и после получения таких гигантских вливаний далеко не столь лучезарно, как хотелось бы.
В настоящий момент внешний долг Польши составляет 365 млрд долл. (71% ВВП). По уровню ВВП на душу населения и средним зарплатам (порядка 1000 евро при европейских ценах) Польша по-прежнему отстаёт от стран старой Европы, включая Грецию и Португалию. Сохраняется 13-процентная безработица, причём этот показатель не учитывает миллионы поляков, вынужденных работать в более богатых странах. Польша не только не развила, но и потеряла многие высокие технологии, а также национальных лидеров промышленности. Производит она в основном «китайский ассортимент», серийную потребительскую продукцию среднего технологического уровня.
Польша конкурентоспособна по сравнению с азиатскими производителями до тех пор, пока поддерживает низкие зарплаты и потому находится в «восточноазиатской ловушке»: стоит ей поднять выплаты и сбыт упадет. А без повышения уровня жизни она не может развиваться дальше. Из трех основных верфей, которые были флагманами польского судостроения (Гдыньская, Щецинская и Гданьская), по решению Европейской комиссии на сегодняшний момент функционирует только Гданьская (владелец – Индустриальный союз Донбасса Сергея Таруты). Но и на ней из прежних 17 тысяч работающих осталось всего 2 тысячи, занятых не по профилю. Место Польши как «привилегированной обслуги» развитых капиталистических стран предопределено и рассчитывать на повышение этого статуса полякам не приходится. По возможностям своей экономики Украина в рамках ЕС, скорее, выступит конкурентом Польши, в том числе в очереди за помощью из Брюсселя, и легко предвидеть, что поляки в какой-то момент начнут не помогать Киеву, а ставить ему палки в колеса.
Премьер-министр Польши Дональд Туск уже заявил, что Варшава не может быть главным донором Киева. По его словам, Польша должна реально оценивать свои возможности в том, что касается финансовой помощи Украине, причем важно, чтобы в этом активно принимали участие международные организации, прежде всего Международный валютный фонд. В Киеве должны хорошенько подготовиться к приему западной помощи, а основная задача новых украинских властей - реформировать экономику и государственные финансы. «Иначе может оказаться, что мы граничим с банкротом, а это самый худших из возможных сценариев», - подчеркнул Туск.
Главные мотивы поддержки Киева со стороны Варшавы носят не экономический, а геополитический характер и лишены какой-либо благотворительности. В польском сознании по-прежнему живет мысль о том, что значительная часть современной Украины когда-то входила в состав Польши и на новом витке истории еще может «воссоединиться с матерью-родиной». В польских СМИ нередко встречаются комментарии того рода, что, «выждав нужное время, поляки могли бы создать федерацию с Украиной». На официальном уровне высказывать подобные идеи публично не принято, но вся система образования и государственно-религиозной идеологии Польши исходит из установки о том, что «восточные кресы» были польскими и отняты у поляков несправедливо. На этом вырастают все польские политики, и отказаться от мысли, что со временем «историческая справедливость» в отношении принадлежности данных земель будет восстановлена, они не могут и не хотят. В Европе, прежде всего у соседей Польши, рассуждения и проекты такого рода поддержки не находят, зато в Америке, где Варшаву рассматривают как важный инструмент своей европейской политики, их охотно культивируют и даже развивают.
Так, президент крупнейшей частной разведывательно-информационной компании Stratfor Джордж Фридман, известный своими тесными связями с руководством аналогичных государственных органов США, последовательно проповедует в своих высказываниях и трудах сценарий создания Четвертой Речи Посполитой, которая вобрала бы в себя все европейские постсоветские республики и вместе с возрожденной «Великой Турцией», также союзной с Америкой, доминировала бы в Евразии. Подобными идеями пронизан, например, его прогностический трактат «Следующие сто лет»: «Со временем по мощи Польский блок превзойдет Центральную и Западную Европу и достигнет того, о чем некогда мечтала Германия. Польский блок поглотит, ассимилирует западную часть прежней российской империи». В одной из недавних статей Джордж Фридман обращается к вопросу формирования новой «малой Антанты» по оси Вашингтон – Варшава – Бухарест. Можно отнестись с иронией к подобным прожектам, но нетрудно заметить, что во многом они перекликаются и с официальными прогнозами американского Национального разведывательного совета, объединяющего в своих рядах как чиновников соответствующих ведомства, так и «независимых» интеллектуалов вроде Фридмана. Разве что горизонт этих прогнозов поуже – «Мир в 2015», «Мир в 2025» - и цели излагаются не столь откровенно.
Вместе с тем в самой Польше возрастают опасения по поводу того, что в своей украинской политике страна не самостоятельна и её могут поставить перед лицом серьезных проблем. Реагируя на возросшие амбиции некоторых польских политиков по поводу возможного создания Великой Польши, публицист Станислав Стремидловский пишет: «По-хорошему Варшаве следовало бы поставить памятник советскому генералиссимусу Иосифу Сталину, который передал Украине разрушающий государственность II Республики элемент – Галичину. Нетрудно представить, какую головную боль она бы ныне доставила мононациональной III Республике». По его мнению, партнерство Варшавы с Вашингтоном на украинском направлении чревато тем, что «в случае «афганизации» Украины Варшаве грозит превращение в Пакистан как опорную базу, откуда будут проводиться спецоперации в восточной зоне».
При всех исторических претензиях и гоноре в Польше хорошо помнят, что Степан Бандера начинал свой тернистый путь с организации терактов именно против польских министров, а его последователи в годы войны истребляли на Украине мирных поляков десятками тысяч. Нынешняя Украина в ее находящейся в плачевном состоянии экономикой, будучи «навешанной» на Польшу, может стать для последней неподъемным бременем, которое не только не позволит восстановить «былое величие», но и отбросит Варшаву далеко назад. Не договорятся между собой и националисты двух стран – между ними горы исторических обид и взаимных обвинений, лишь временно приглушенных совместным противостоянием «москальской угрозе».
Понимание того, что послушное следование в фарватере политики США, в том числе в украинском вопросе, приводит к не совсем желательным последствиям для Польши, проникает и в ее государственные верхи. Об этом говорит и публикация аудиозаписей с откровениями польского министра иностранных дел Радослава Сикорского, которого считают абсолютно проамериканским деятелем. Если уж он говорит, что Вашингтон, который «только портит отношения поляков с соседями – немцами и русскими», используя Польшу как дешевую шлюху, да еще в извращенной форме, то понятно, что Варшава начинает тяготиться навязанной ей ролью в украинском кризисе. Неуклюжие попытки свести всё к «очередным провокациям Кремля» не в силах скрыть то, что Белый дом, подталкивающий Киев к «войне до победного конца», не находит в этом полного одобрения даже со стороны своих самых верных европейских союзников и теряет влияние на реальный ход событий.
Это подтверждается и тем, что основные переговоры по украинскому вопросу идут в формате Украина – Россия – Франция - Германия. Польши тут нет, поскольку она воспринимается как выразительница «неевропейской» позиции. Отсюда вытекает урок и для Киева. Пытаться интегрироваться в Европу и одновременно слепо строить свою политику с оглядкой на США и их «продолженную руку» в лице некоторых восточноевропейских стран, не получится.
Читайте также:
"В 2025 году мир утонет в крови". По Сети расползается сообщение от имени The Economist
По русскоязычным Telegram-каналам стало расползаться пугающее сообщение от имени британского журнала The Economist. На нём представлена обложка ноябрьского выпуска с предсказаниями на 2025 год с пугающей фразой: "В 2025 году мир утонет в крови".
"Южмаша нет???": Что сейчас с заводом, куда прилетел "Орешник"
24.11.2024 12:49
Есть мнение, что новейшая ракета попала по цехам днепропетровского завода, где делают ОТРК "Гром-2" и дальние БПЛА. И всё бы ничего, если бы в Сети не появились противоречивые инсайды. Что сейчас с заводом, куда прилетел "Орешник", рассказали очевидцы и подполье.
Россия приняла вызов. Но пока не до всех дошло
23.11.2024 16:44
Ракетная атака на Днепр стала скорее информационной бомбой. Так Владимир Зеленский заявил, что ракета, ударившая по городу, соответствует характеристикам межконтинентальных баллистических ракет. Также Bloomberg предположил, что это первый случай применения МБР.
Цель для второго «Орешника»: неизвестный БПЛА следил за британским авианосцем в порту Гамбурга
22 ноября в порту Гамбурга произошел любопытный инцидент: полиция заметила дрон над британским авианосцем HMS Queen Elizabeth. Посадить или заглушить его не удалось. Как и поймать того, кто им управлял.
Предупреждение "Орешником". Начался обратный отсчёт
24.11.2024 12:20
После боевого испытания ракеты "Орешник" начался обратный отсчёт времени неприменения ВСУ американских и британских ракет для ударов по русским регионам. Сегодня первый день такого отсчёта.